В детском оркестре могут быть использованы все традиционные ударно – шумовые инструменты: треугольники, барабаны, бубны, тарелки, маракасы, бубенцы, пандейра (румба), коробочки, клавесы, трещотки, детские погремушки и ложки.

Маракасы-один из древнейших ударно-шумовых инструментов. На родине, в Латинской Америке, их изготовляли из высушенных плодов тыквы или плели из прутьев в форме небольшого шара с ручкой и наполняли мелкими камешками. У нас их делают из дерева и наполняют камешками или дробью. Маракасы хоть и не велики, но для малышей тяжеловаты, поэтому вместо них на занятиях можно использовать детские погремушки. Самым маленьким исполнителям надо объяснить, что погремушка – это тот же маракас, только детский (иначе некоторые дети отказываются на них играть).

Бубенцы– это небольшие металлические колокольцы шарообразной формы, прикреплённые к кожаной полосе или рукоятке.

Пандейра (румба) – представляет собой четыре пары маленьких металлических тарелочек, вмонтированных в деревянную рукоятку. Звучание её напоминает эффект, достигаемый встряхиванием бубна.

Трещотки, кастаньеты. Видов трещоток много, и любой из них применим в детском оркестре для придания звучанию своеобразной окраски. Трещотка издавна известна как русский национальный инструмент. Один из видов её представляет собой набор деревянных пластин, укрепленных на шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо, взявшись за крайние пластины, имитируют хлопки в ладоши: пластины при этом ударяются друг о друга.Удобным для детей инструментом является трещотка - кастаньеты. Инструмент представляет собой деревянную рукоятку в форме трапеции, к которой с двух сторон при помощи шнурка крепятся деревянные пластинки с выдолбленными резонаторами. Хлопки ударяющихся при покачивании пластинок напоминают звучание и трещотки и кастаньет.

Треугольник изготовляется из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук треугольника – высокий, чистый, прозрачный – вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон по центру, чаще всего по горизонтальной. Тонкая палочка даёт более высокий звук, толстая –более низкий. Для получения коротких ударов звук гасят прикосновением пальцев. Быстрым чередованием ударов по двум сторонам (обычно в верхнем углу) достигается эффект тремоло, украшающий звучание ансамбля. Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, сделанной в форме буквы Г и имеющей устойчивое основание.

Барабан– общеизвестный инструмент, представляющий собой деревянный (реже металлический) корпус цилиндрической формы, обтянутый с двух сторон кожей или пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они лёгкие, красиво оформлены, дают не очень сильный звук, который не утомляет слух.

Среди многочисленных разновидностей барабана, которые могут быть применены в детском оркестре, надо выделить малый эстрадный барабан и бонго.

Малый эстрадный барабан интересен тем, что за счёт вибрации струн , укреплённых на ободе у нижней мембраны. Он при ударе издаёт характерный призвук.Если этот эффект не нужен, то специальной ручкой можно отвести струны от мембраны.

Бонго– пара скреплённых между собой продолговатой цилиндрической формы барабанов,обтянутых с одной стороны кожей и установленных на специальной подставке. Их своеобразный тембр вносит разнообразие в звучание группы ударных.

Для игры любой барабан можно поставить на специальную подставку. Маленькие детские барабаны обычно подвешивают на ремешок или шнурок и надевают на шею так, чтобы верхняя мембрана приходилась несколько ниже пояса исполнителя. В таком виде их можно использовать при ходьбе и в играх.Плоскость барабана, установленного на подставке, должна быть под небольшим углом наклонена в сторону исполнителя. А подвешенного на ремне - в противоположную сторону.

Играют на барабане деревянными палочками или специальными металлическими щётками, а также непосредственно руками (чаще всего на бонго или цилиндрических барабанах). Держат палочки указательным и большим пальцами обеих рук, остальные пальцы согнуты без напряжения.

Основнойприём игры на барабане – отдельные короткие удары – акценты и последовательности ударов, подчёркивающие различные ритмические рисунки. Удары производят двумя руками или поочерёдно левой и правой по центру мембраны барабана или по ободу.

Бубен имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого сдругой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с надетыми на них колокольчиками. Прежде чем дать в руки ребёнку такой «концертный», «взрослый» бубен, на предварительных групповых и индивидуальных занятиях лучше использовать детский вариант этого инструмента – он меньше и легче. Один из них представляет собой деревянную дугу, в которую вмонтированы парные тарелочки. На бубне обычно играют стоя.

Основные приёмы игры:
1)Встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или, если нужно тихое звучание колокольчиков, покачивая, будто сеют муку через сито);

2)Удары правой рукой по мембране (бубен держат вертикально левой рукой за обод или продев несколько пальцев в специальное отверстие, сделанное на ободе);

3)Удары пальцами обеих рук (при исполнении быстрых ритмических рисунков в песнях и танцах народов Востока). Инструмент при этом держат двумя руками вертикально.

Большое значение имеет место удара и его сила, влияющая на тембр и силу звука. Удары можно производить раскрытой ладонью, мягкой (нижней) частью ладони, плоскими и полусогнутыми пальцами (подушечками пальцев), кулачком; можно чередовать удары кулачка и пальцев, ладони и пальцев.

Ложки(обычно деревянные) – своеобразный русский народный ударный инструмент. Ложки были и остаются одним из наиболее самобытных и популярных у русского народа ударных инструментов. Ещё в 18 в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.

© CopyRight МБДОУ Детский сад № 1 г. Красноярска, 2012-2021, создание сайта: «Меридиан»