Памятка родителям по пожарной безопасности

 

Общие рекомендации

Общие рекомендации

Понятие вежливости

Нередко воспитатели ДОУ слышат от огорченных родителей жалобы на то, что их ребенок не умеет или не желает следовать элементарным правилам этикета: здороваться, прощаться, извиняться. Как помочь молодым мамам и папам воспитать малыша и на что следует обратить внимание самому педагогу?

Вежливость во все времена высоко ценилась в обществе. Невоспитанный человек воспринимается негативно, даже если он обладает массой других замечательных качеств. Понимая это, родители, сталкиваясь с нежеланием ребенка здороваться и прощаться, приходят в ужас. Они чувствуют неловкость, а порой – стыд и вину за то, что их малыш не желает сказать "Здравствуйте!" или "До свидания!". Такой недочет в воспитании заботливые мамы и папы пытаются как можно скорее исправить. Однако, устраняя пробелы в воспитании своего ребенка, родители не всегда представляют себе, как правильно это сделать.

Рекомендации родителям дошкольников

Дети – это всегда радость, но вместе с тем и ответственность за их развитие и воспитание. Молодые родители, не зная, как правильно воспитать свое дитя, в первую очередь вспоминают собственных мам и пап и их методы воспитания. С детьми мы заново на эмоциональном уровне переживаем свое детство. Только смотрим уже на все не как ребенок, а как взрослый. Наше детство может всплывать в памяти и подсознательно: мы постоянно сравниваем себя со своим малышом, с тем, как сами вели себя в детстве и как реагировали на это наши родители. Не задумываясь копируем воспитательную тактику последних.

Но время предъявляет новые требования к методам воспитания. Авторитарностью и безосновательной требовательностью сегодня трудно достучаться до детей.

Важно помнить, что ребенок пока маленькая, но личность, которая хочет, а порой и требует, чтобы с ней обращались вежливо. Часто можно услышать, как родители в приказном тоне говорят сыну или дочери: "Поздоровайся!", "Извинись!". Маленький ребенок может и не понимать, чего от него хотят, он может быть занят игрой или своими размышлениями и попросту не заметит, что мама недовольна. Вполне допустимо, что в данный момент он не хочет здороваться с этим взрослым или ему просто лень или настроение плохое, или у него на это свои личные причины. Но это не значит, что он не воспитан. Есть несколько причин, по которым дети могут отказываться от слов приветствия.

Так, ребенок может не понимать, зачем надо здороваться, если ему этого не хочется. В данном случае от взрослого потребуются терпение и выдержка. Важно объяснить малышу, для чего нужны слова приветствия. Сделать это нужно просто, без назиданий, приветливо и доступным языком.

Также он мог стать свидетелем разговора, в котором родители пренебрежительно отозвались о знакомых ему людях. Критикуя и обсуждая кого-то вечером и приветливо здороваясь с ним поутру, родители заставляют сына или дочь недоумевать: что правильно и хорошо, а что нет. Важно, чтобы дошкольник не видел двойных стандартов поведения.

А может быть, ему просто не хочется здороваться в данный момент. Это стоит принять мамам и папам, разобраться с личными чувст-вами по поводу общественного мнения, не давить на маленького человечка, а позволить ему развиваться в своем темпе. Ребенку старше трех лет можно пару раз мягко объяснить, почему важно здороваться, а в будущем лишь напоминать ему об этом разговоре, если возникнет необходимость. Возможно, результаты появятся не так быстро, как хотелось бы, но зато у ребенка сохранится здоровая психика. Для дошкольника родители – самые главные люди в мире, и поэтому родительские слова становятся руководством к действию.

Правила этикета для дошкольников

Безусловно, учить ребенка здороваться с окружающими необходимо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению проблемы рекомендуется подойти спокойно и терпеливо. Есть несколько правил, которые нужно помнить, обучая малыша правилам этикета.

Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно! Превращение каждого случая в повод для разбирательства только увеличит болезненную застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного подхода, спокойствия. Пытаясь преподать ускоренный курс, родители вызовут только раздражение и неповиновение малыша по другим не менее важным сторонам жизни.

Первые уроки основ этикета малыш получает дома. Если семье свойствены соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. У таких родителей не возникнет вопрос: "А как же научить ребенка здороваться?" Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей доброжелательности. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искренней симпатии к окружающим, ребенок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами. Ориентируясь на родителей как на образец, он научится всем необходимым нормам поведения.

Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Поэтому "дрессировка" хороших манер скорее навредит, чем поможет вырастить приветливого взрослого человека. Заставляя и принуждая детей желать доброго утра или доброго вечера, родители могут неосознанно мешать природному развитию эмоций у малышей. И как следствие, некоторые чувства можно приглушить навсегда. Если обучение своего ребенка основам вежливости родители мотивируют желанием хорошо выглядеть перед людьми, то есть риск, что тот научится прятать свои истинные чувства от окружающих, а затем и от близких ему людей. Родителям важно задуматься, что для них важнее: воспитать чуткого, отзывчивого человека или безукоризненно вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам. Чуткие люди не могут быть невежливыми. Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, говоря "Доброе утро!", он желает человеку добра.

Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности. Слова "Здравствуйте!", "Доброе утро!", "До свидания!" не только общепринятая форма общения, но и имеют семантическое наполнение. Маленькие дети чувствительны к фальши и лицемерию. "Доброе утро!" для них – это действительно, радость, улыбка и добро. И если мама с утра хмурая и недовольная, то маленькому мальчику или девочке очень трудно поверить, что утро действительно доброе.

Итак, все обычные методы воспитания – от убеждения до наказания – оказываются негодными для развития способности чувствовать и любить людей. А значит, помогут вырастить лишь внешне кажущегося вежливым человека.

Способы воспитания вежливости

Между тем существует несколько способов, способных помочь в решении данной проблемы.

Личный пример. Каждый день родители, взрослые в семье люди здороваются друг с другом легко и непринужденно, с радостью. Также здороваются с малышом, не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узнает, что все друг с другом здороваются и это является нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте малыши копируют старших до мелочей.

Самый простой способ научить малыша здороваться – это пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Если хотите, чтобы ребенок здоровался с соседями, – здоровайтесь с ними первыми и громко. Ему останется только повторить за вами. Ведь часто он просто не успевает вспомнить, что нужно сказать. Кроме того, помните, что если вам нравится говорить "Привет!", нельзя требовать от малыша здороваться по-другому.

Игра. Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу. Если увлечь ребенка и поиграть с ним в такую игру несколько дней, то будет легко донести до него, что люди также используют слова приветст-вия.

Чтение. Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом. Непременно объясните ребенку, для чего это надо. Меньше всего ему понравится ответ: "Так принято, все так делают!" Расскажите, что через приветствие мы передаем людям любовь и хорошие пожелания. Или придумайте сами сказку "Что случится, если люди перестанут здороваться?". Ваше и детское творческое воображение заработает, и все получат удовольствие от такого общения. Попросите малыша стать соавтором сказки.

Предоставление права выбора. Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали "Здравствуйте!", ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.

Похвала. Похвала для маленьких детей – замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения малыша восторженными словами. Дети очень хорошо улавливают позитивную реакцию мамы или папы и так приобретают жизненный опыт. Фразы "Мне понравилось, как ты поздоровался с…" или "Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь, как важно людям желать добра!" помогут принять детям правила человеческой жизни.

Следуя приведенным правилам и используя эти методические приемы, вы можете быть уверенными, что ваш ребенок вырастет воспитанным, доброжелательным и приветливым человеком.

Требования к внешнему виду

  1. Опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;
  2. Умытое лицо;
  3. Чистые нос, руки, подстриженные ногти;
  4. Подстриженные и тщательно расчесанные волосы;
  5. Чистое нижнее белье;
  6. Наличие достаточного количества носовых платков.

Для создания комфортных условий пребывания в детском саду необходимо:

  • 3 – 4 носовых платка в кармашках или на петельках, пристёгивающихся к одежде.
  • Не менее 3 – х комплектов сменного белья (мальчикам – шорты, трусики, носки, колготы, майки; девочкам – колготы, трусики, носки, гольфы)
  • в холодный период комплектов сменного белья для сна (пижама)
  • Два пакета для хранения чистого и использованного белья;
  • Промаркировать бельё, одежду и прочие вещи (указать фамилию, имя ребёнка)
  • Перед тем, как вести ребенка в детский сад. Проверьте, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха.
  • Проследите, чтобы одежда ребёнка не была ему велика и не сковывала движений.
  • Завязки и застёжки должны быть расположены так, чтобы ребёнок мог сам себя обслужить.
  • Обувь должна быть лёгкой, точно соответствовать размеру ноги ребёнка, легко сниматься и одеваться.
  • Носовой платок необходим ребёнку как группе, так и на улице.
  • Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде на наличие опасных предметов.
  • Категорически запрещается приносить в ДОУ острые, режущие, стеклянные предметы, а также мелкие предметы, таблетки, жвачки.

Все дети, впервые идущие в школу, хотят учиться, чувствовать себя взрослее, увереннее и самостоятельнее. Как сохранить это состояние радостных ожиданий и надежд, не отбить у детей желание учиться с увлечением, способность задавать вопросы, быть любознательными и целеустремлёнными?

Вот несколько практических советов психологов:

Начиная вместе с ребёнком обучение, помните, что норма – понятие весьма относительное.

Искусство подачи информации должно основываться на знаниях об уровне психологической готовности ребёнка к обучению. Одни дети способны учиться в заданном темпе, другие отстают. Различия определяются особенностями темперамента, степенью утомляемости детей и при доброжелательном подходе, игровых методах они успешно преодолеваются. Помните одно: нельзя сравнивать ребёнка с одноклассниками, друзьями, братьями и сёстрами, вашими собственными успехами в его возрасте. Ваш ребёнок – уникальная и неповторимая личность, и вместе вы преодолеете все трудности.

Обязательно хвалите ребёнка за то, что ему хорошо удаётся

Детей (как, впрочем, и взрослых) вдохновляет успех, положительная оценка окружающих. Первоклассник, у которого что-то получается, чувствует себя способным, это обычно позволяет ему добиваться желаемого успеха. Если вы поможете ребёнку приобрести опыт «постижения успеха», признание его пусть небольших, но самостоятельных побед, то возникшее и крепнущее чувство гордости поможет ему преодолеть любые трудности, страхи и разочарования.

Для этого необходимо определить сильные стороны вашего ребёнка, что не так-то просто. Постарайтесь вспомнить, что он делает с удовольствием, легко, радостно, не капризничая и не напрягаясь, чем любит заниматься в свободное время, в каких играх выходит победителем, что привлекает его внимание, повышает уверенность в себе и самооценку.

Определив достоинства ребёнка, постарайтесь дать ему все возможности для их раскрытия. Обсуждайте с ним его успехи, рассказывайте о них знакомым, родственникам, домашним и посторонним. Искренне гордитесь своим ребёнком. Хорошо, если он «случайно» услышит, как вы его любите, цените, уважаете его успехи.

Помогайте ребёнку преодолевать его слабости

Детям необходима ваша помощь в борьбе с недостатками. Не отрицайте, что во многих вопросах вы знаете больше ребёнка, но дайте ему понять, как много необходимо приложить сил для этого, какие трудности были у вас в школе и как вы их преодолевали. Подумайте вместе, какими способами можно решить проблемы, играйте в развивающие игры. Так вы обозначите слабости ребёнка, не унижая и не сравнивая с другими, сохраните его самолюбие, не снизите самооценку и сохраните гордость, уважение к себе, желание учиться и меняться.

Помогайте ребёнку в учёбе!

Первые дни, недели, месяцы ребёнка в школе требуют ритмы и психологической деятельности. Это совсем нелегко. Безусловно, ребёнку надо помогать, и, помогая, в первую очередь формировать отношение к школе и школьным делам, поднимая её престиж и повышая познавательную мотивацию. Объясняйте ребёнку, что значит для человека много знать, хвалите учителя, отмечайте положительные достижения одноклассников. Во-вторых, необходимо помочь ребёнку распределить своё время, не допуская, чтобы приготовление домашних заданий превратилось в пытку, не делая семью филиалом образовательного учреждения.

Конечно, наилучший вариант – когда ребёнок всё делает сам, но возникновение затруднений – естественно. Помогайте ребёнку только в том, что действительно получается у него плохо, как бы он ни старался. Покажите, как справиться с трудностями, и позвольте преодолеть их самостоятельно. Только такая форма помощи будет эффективна, позволить почувствовать радость успеха и будет способствовать автоматизации необходимого навыка.

Сидя каждый день рядом с ребёнком во время приготовления уроков, при большом желании можно постараться и «сделать» из него отличника, хотя бы на время начальной школы. Однако школьнику недостаточно уметь прилежно готовить уроки дома. Важно, чтобы ему было интересно учиться, узнавать новое, быть активным и самостоятельным, а не получать пятёрки за домашние задания и двойки на контрольных. Отличника «сделать» нельзя, им ребёнок становится сам, проявляя волю и творческую активность.

Научите детей отдыхать!

Помните высказывание: «Хорошо работать умеют многие, но мало кто может при этом хорошо отдыхать»? А ведь учёба – это тяжёлый труд. Ребёнок тратит большое количество физической и психической энергии, вынужден сдерживать двигательную активность и напрягать внимание, мышление, память. Накопленное утомление необходимо регулярно снижать, и важно потому правильно организовывать отдых первоклассника: ежедневный, еженедельный, каникулярный.

Задумайтесь, как вы сами отдыхаете? Если ваш любимый вид отдыха – телевизор, верный член семьи, то не удивляетесь, что ребёнка будет от него не «оторвать» после школы и в выходные дни. Подобное занятие не будет способствовать изменению бледного цвета лица ребёнка, расширению круга общения, обогащению положительными эмоциями. Зато ребёнок научится долго сидеть на одном месте, оперировать иностранными рекламными фразочками и чётко ответит на вопрос: «Кто у кого украл ребёнка?» в очередном сериале.

Если выходные дни вы сами используете для того, чтобы что-то домыть, достирать, доделать, то не секрет, что ребёнок в это время может слоняться по дому, изнывая от скуки. Вы уж либо предложите ему помочь вам, либо отпустите одного «на волю», во двор. Так он сможет сотворить нечто полезное для семьи или подвигаться, пообщаться со сверстниками.

Но самый лучший отдых – это новые впечатления, новая обстановка, новые знакомства

Ходите с ребёнком в гости, гуляйте в разных уголках города, посещайте спектакли, музеи, соревнования. Даже самый обычный поход с ребёнком в магазин можно превратить в занимательное путешествие–игру.

В выходные дни и каникулы дети должно отдыхать, а не корпеть над уроками и дополнительными занятиями. Представьте себе, что, проработав рабочую неделю, вы будете в выходные продолжать это делать. Чувство ответственности разовьётся стойкое, а вот профессия может так опротиветь! Нет уж – «делу время, потехе – час!» Пусть ваши первоклассники кропотливо учатся основам наук в учебное время и активно отдыхают, набираясь новых эмоций и впечатлений, которые снимут усталость и обогатят кругозор и общение детей!

Важные телефоны

 

ТЕЛЕФОНЫ

№ П/П

НИМЕНОВАНИЕ

ТЕЛЕФОН

1.     

Аксенова Марина Александровна  – руководитель главного управления образования администрации города Красноярска

263-81-81

(ГУО - ул. Урицкого, 117)

2.     

Пожарная часть № 2 Ленинского района

264-11-70

3.     

Скорая помощь (детская)

203-03-03

4.     

Городская детская поликлиника № 4

228-52-73

5.     

Аварийная (сантехника, электрика)

231-54-50, 294-47-68

6.     

Отдел полиции – 4 УВД по Ленинскому району

249-05-92, 262-11-77

7.     

Телефон доверия УВД

245-96-46

8.     

Отдел по работе с обращениями граждан администрации г. Красноярска

226-11-22

Ул. Карла Маркса, 93, каб. № 113

9.     

Специалист по работе с жалобами населения администрации г. Красноярска

227-89-26

Ул. Карла Маркса, 95

10.  

Администрация Ленинского района

264-14-64, 264-20-29, ул. Юности, 11

11.  

Дроздова  Наталья Викторовна– начальник территориального отдела главного управления образования администрации города по Кировскому и Ленинскому районам г. Красноярска

234-73-59

(ул. Юности, 11)

12.  

Яхонтова Татьяна Михайловна – ведущий специалист отдела общего и дошкольного образования, воспитания территориального отдела главного управления образования администрации города по Кировскому и Ленинскому районам

234-73-54

ул. Юности, 11

13.  

Управление социальной защиты населения района

264-05-30, 262-03-14

Ул. Юности, 11а

14.  

Шабалина Олеся Сергеевна – заведующий МБДОУ № 187

15.  

Экстренная психологическая помощь

211-56-42

16.  

Черенев Дмитрий Владимирович –

руководитель ЦППМ и СП № 2

267-61-44

Ул. Аральская, 1, корпус 1

17.  

МБОУ СОШ № 16

264-86-58, 264-89-38

 

© 2011, Детский сад № 187 г Красноярск