муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 195»

(МБДОУ № 195)

Внедрение программ, включающих использование музыкально-ритмических движений, как средство раскрепощения детей

Музыкальный руководитель  Котова С.М.

Музыка, как известно, воздействует прежде всего на чувства человека, вызывает определенное настроение. Ритмика является важнейшим средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Ритмика – специальный предмет, цель которого – активизировать музыкальное восприятие детей через движение, выявить их музыкальные и творческие способности. Основоположником ритмики является швейцарский музыкант-педагог, профессор Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, пианист и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950г.), он доказал, что возможно перевести музыкальный ритм в пластические движения тела.

Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке. Зная, что эмоции, вызванные музыкой определенную двигательную активность, педагог-ритмист должен направлять ее в нужное русло, подобрав для этого интересный разнообразный музыкально-ритмический репертуар.

Преподавание ритмики требует от педагога разносторонней подготовки: музыкального образования, специального знания в области педагогики, психологии, физического восприятия, танцевального искусства. Он сам должен хорошо, выразительно, грамотно двигаться.

Двигаться в музыку – строгий закон, который следует неукоснительно соблюдать на всем протяжении занятия ритмикой.

Свобода и непосредственность выполнения движений составляют привлекательную особенность ритмических занятий. Содержание и методика проведения этих занятий должны, несомненно, учитывать возрастные особенности и возможности детей.

К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста.

Программы музыкально-ритмического воспитания дошкольников должны учитывать их непосредственно-эмоциональную реакцию на музыку и определенные двигательные возможности. Дети получают огромное удовольствие от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. Они раскрепощаются, у них поднимается настроение. Радуются, если у них хотя бы что-то получается и теряют интерес к занятиям, если им что-то непонятно.

Дети очень разные: у одних плохая осанка, у других неразвита координация, отсутствие чувства ритма, а также неумение ориентироваться в пространстве. Необходимо все это выправлять и постепенно пополнять запас двигательных навыков.

Работаю с детьми, я всегда начинаю с самого, как я считаю, главного – формирования правильной осанки. Приучаю детей правильно держать руки на поясе, направляя локти чуть вперед.

Далее:

  1. Правильное положение рук на хлопках. Начинать хлопать нужно по четвертям, постепенно переходя на восьмые доли.
  2. Чередование хлопков с притопом (четыре хлопка – четыре притопа, тройной хлопок – тройной притоп и т.д.)
  3. При изучении тройных притопов нужно обязательно научить детей фиксировать ногу у щиколотки. Это приучит их не путать правую и левую ноги при исполнении движений.
  4. При выставлении ноги на пятку нужно приучать детей фиксировать точки (вперед, в сторону, на угол).
  5. При разучивании приставных шагов можно добавлять хлопки, а также наклоны головы.
  6. Положение головы в танце имеет очень большое значение: наклоны, повороты, покачивания украсят любое движение.
  7. При проучивании подскоков очень важно, чтобы нога шла по ноге, колено было направлено вперед, стопа была натянута.
  8. При проучивании бокового галопа, носки должны быть направлены четко центр, а локоть направлен четко по линии движения.
  9. Разучивая ковырялку, надо знать, что нога выставляемая в сторону, должна быть чуть согнута в колене, а стопа поставлена не на кончике, а на подушечке пальцев.

На основе проученного материала, я сочиняю разнообразные танцевальные комбинации, добавляя прыжки, пружинки, тарелочки, повороты и т.д.

В процессе занятий все эти движения постепенно совершенствуются, становятся более свободными, координированными, выразительными, пластичными.

Также на занятиях можно включать движения из области физкультуры. Упражнения с предметами, различные перестроения.

Очень хорошо раскрепощаться детям помогают игры. Взять хотя бы такую простую игру «Море волнуется раз». Но надо не просто позволять детям замирать в позе, какой им вздумается, а давать какое-то определенное задание.

То, что упражнения выполняются всем коллективом, требует четкого взаимодействия всех участников, повышает у них дисциплину, чувство ответственности. Развивается память, внимание. Например: четкие остановки с окончанием музыки, переход с одного движения на другой, с шага на бег, подскок, галоп и т.д. У детей появляется уверенность и самое главное желание заниматься.

Особая ответственность должна быть в подборе музыкальных произведений. Не всякая музыка может быть использована в работе, а лишь та, которая имеет ясную форму, выразительна, доступна для детского восприятия. Движения должны вытекать из музыки, отражая ее характер.

Также внимание должно быть уделено темпу. Отклонения исполнителя от темпа ведет к искажению замысла музыкального произведения. Играть аккомпаниатору обязательно надо в нужном темпе. Так в быстром темпе легче и удобнее выполнять легкие и мелкие движения, а в более медленном – широкие, плавные. Дети должны учиться удерживать темп с прекращением музыки. Затем музыку можно возобновить, чтобы сверить с ней темп не прекращавшихся движений. Очень полезно внезапно делать переход из одного темпа в другой (ускорять или замедлять).

Задачей педагога по ритмике также является прививать детям культуру исполнения движений, умение общаться друг с другом в паре, в круговых танцах. А также учить их думать.

Как правило, большинство детей работают на показе. Стоит педагогу остановиться, и они уже теряются, не знают, что делать. Либо останавливаются, либо начинают делать не то, что нужно.

Только систематические занятия дают хороший результат. Только тогда дети начинают работать осмысленно, постепенно начинают раскрепощаться, чувствовать себя свободно, уверенно и только тогда они начнут улыбаться и получать истинное удовольствие от занятий ритмикой.

Использованная литература.

Д.Франио, И. Лисиц: «Методическое пособие по ритмике» Москва «Музыка» Переиздание. 1995 г.

Система Orphus

© CopyRight Детский сад № 195, 2012-2019, создание сайта: «Меридиан»