Вашему малышу скоро 3 года. С каждым днем он становиться все самостоятельнее, но не всегда это радует родителей.
- Я сам! – говорит карапуз и фарфоровая чашка неминуемо летит на пол.
- Я сам! – И вы терпеливо ждете, пока непослушные детские пальчики зашнуруют ботинки.
-Я сам! – И малыш уверенно карабкается на папину стремянку.( Боже мой, она такая высокая!)
- Я сам! Я сам! Ясам!- И мамино сердце замирает снова и снова.
Но бывает и так:
- Я сам! – это честный ответ на вопрос « Кто разбил вазу?»
- Я сам! – это гордый ответ на вопрос « Кто же это нарисовал?»
Но самое неприятное выглядит так:
- Я не буду убирать свои игрушки!
- Я не буду чистить зубы!
-Я не буду! – И с каждым разом все труднее сдержать раздражение.
Все это происходит не только с вашим ребенком , но и с абсолютным большинством трех летних детей. Есть научное определение этому поведению – «Кризис трех лет» или «Я сам!»
Родителям может казаться, что ребенок стал капризным, агрессивным, упрямым, что он сознательно рвет те связи, которые существовали до сих пор между ними и его близкими.
«Кризис трех лет»- это кризис социальный, и его целью является перестройка отношений с окружающими, если хотите, завоевание своего статуса ребенка. Ваш малыш уже осознает себя самостоятельным. Возрастные перемены редко проходят незамеченными, но, к сожалению, они чаше вызывают раздражение, чем понимание. Матери легче одеть ребенка самой, чем ждать, пока он застегнет пуговицы, зашнурует ботинки. Стремление к самостоятельности в этом возрасте можно подавит без особых усилий. Что для этого нужно? Почаще повторять: «Ты не сможешь! Нельзя! У тебя не чего не получиться! Ты сломаешь! Ты разобьешь! От твоей помощи только хуже! Ты всегда все портишь!» И, наконец, самый железный аргумент: «Ты еще маленький!»
Самостоятельности больше нет! Лет на 10- точно, при своевременной «профилактике»- всю жизнь.
Вас радует эта перспектива? Если да, предлагаю дальше не читать. Если нет, переходим к главному.
На протяжении всей своей жизни человек проходит через определенные этапы или кризисы, которые и формируют его личность. У каждого кризиса своя цель- это может быть формирование доверия к миру (первые месяцы жизни),формирования самосознания(подростковый возраст), и т.д. Если что- то помело человеку добиться цели, то через всю жизнь он пронесет, например, недоверие к миру (если не приобрел доверия в первые месяцы жизни).
Что формируется в три года? Если ребенку повезет, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах , трудолюбие. Если не повезет , неуверенность, страх социальной оценки, инертность, лень. Мы хотим , чтобы вашему ребенку повезло, а потому возьмем на себя смелость дать некоторые советы:
- Поощряйте любые попытки освоить трудовую деятельность(мыть посуду, подметать);
- Позволяйте доводить начатое дело до конца, чего бы вам этого не стоило;
- Приобщайте малыша к совместному труду;
- Оценивайте не ребенка а его поступки (не «ты- неряха», «ты – сделал не аккуратно»);
- Хвалите не только за результат (например, застегнутые пуговицы), но и за попытку сделать что- нибудь;
- Сами приобщайтесь к детской игре;
- Развивайте сюжетно - ролевую игру (пусть ребенок будет парикмахером, врачом, мамой, папой и т.д.) Значение игры в этом возрасте переоценить невозможно. Вы никогда не добьетесь эмоционального контакта, только обслуживая физические потребности ребенка(одеть, обуть, накормить), но у вас появляется шанс, если вы будете уделять совместной игре хотя бы полчаса времени;
- Помните: ваши слова не должны расходиться с поступками;
- Ребенок не может быть одинаково и послушным, и самостоятельным! Вам придется делать выбор в пользу чего- то одного.
Кризис трех лет- это, прежде всего кризис социальных отношений, взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Этот кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденции к самостоятельности. Когда они стремятся во что бы, тони стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их взрослых, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка.
Если же взрослые адекватно реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или оно будут иметь временный, приходящий характер.