Адрес: 660094, г.Красноярск, ул. Академика Павлова, 45
Адрес сайта: dou24.ru/265
E-mail: dou265@mailkrsk.ru
Телефон: (391)-237-36-06

Конкурс "Воспитатель года"

Поддержка детской инициативы через создание для детей ситуации выбора

«Когда благородный муж учит и наставляет, он ведет, но не тянет
за собой, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не
доводит до конца. Поскольку же он ведет, а не тянет, между ним и
учеником царит согласие; поскольку побуждает, а не заставляет,
учиться легко; поскольку лишь открывает путь, но не доводит до
конца, ученик думает. Согласие между учеником и учителем, легкость
обучения, самостоятельные размышления — вот что
называется умелым руководством».

Конфуций

Современное российское общество нуждается в инициативных молодых людях, способных не просто адаптироваться в окружающем мире, а творчески его преобразовывать. Одной из ведущих ценностей признаётся свободный, образованный гражданин, способный видеть проблемы, формулировать задачи и решать их. Воспитание такого человека связано с формированием важнейших личностных качеств - самостоятельности, активности, инициативности.

Воспитанием детской инициативы и самостоятельности я занималась на протяжении всей своей педагогической деятельности. Начиная с 2000 года я освоила и применяла на практике социо-игровые приемы. И тогда же произошло переосмысление педагогических взглядов на роль взрослого в развитии детей, на организацию их жизнедеятельности.

Изменения в образовательном пространстве дошкольного учреждения, связанные с введением ФГОС ДО, заставили меня искать новые приемы и методы в образовании дошкольников, направленные на достижение целевых ориентиров.

Я задумалась, что существенного, я упускаю в образовательном процессе по поддержке инициативы и индивидуальности детей? Что мне надо делать сегодня, чего я не делала прежде?

Прочитав книгу Н.А.Коротковой и П.Г.Нежнова «Инициатива дошкольников», изучив другие статьи интернет-ресурса, я пришла к выводу, что мне  важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы дети постоянно упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.

Тема моего педагогического опыта, которую я представляю на конкурсе: «Поддержка детской инициативы через создание для детей ситуации выбора»

Новизной данного педагогического опыта является использование такого эффективного приема поддержки детской инициативы, как метод быстрого реагирования.

Цель использования моего опыта: овладение детьми чувством веры в себя, способности принимать собственные решения.

Цель может быть достигнута через решение следующих задач:

  1. Создать в группе положительный психологический микроклимат.
  2. Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
  3. Поощрять желания детей создавать что-либо по собственному замыслу.
  4. Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой и познавательной деятельности детей по интересам.
  5. Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц.
  6. При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.

Практическая значимость

Данное направление работы может выступить одним из механизмов для достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования детей. Использование различных способов поддержки детской инициативы положительно влияет на овладение детьми основных культурных способов деятельности, самостоятельности, чувство веры в себя, способности принимать собственные решения.

Понятие «инициативности» трактуется учёными по-разному, но суть ее заключается в следующем: инициатива – это возможность выбирать вид деятельности, место для работы, напарника, самому определять момент завершения деятельности.

Инициативность демонстрирует активную жизненную позицию человека, что никогда не остаётся незамеченным окружающими. Она помогает воплотить в жизнь все свои идеи, мечты и желания, помогает занять человеку высокое социальное положение.

Если решения принимаются не ребенком, а навязываются ему кем-то, то естественно желание уклониться от ответственности.

Согласна с высказыванием В.В.Путина,  что мы должны создавать условия, развивать. Ведь научиться принимать решения можно только там, где есть возможность тренироваться в принятии решения. Следовательно, необходимо как можно чаще создавать для ребенка такие ситуации, где ему предстоит сделать выбор, принять какое-то решение. Такие ситуации я создаю как во время проведения НОД, так и в совместной деятельности с детьми во всех режимных моментах.  Чаще всего они начинаются с эффекта «удивления», когда в группе появляется незнакомый предмет, раздается непонятно откуда идущий звук, слышится незнакомое детям раньше слово. Это привлекает внимание детей, заинтересовывает их.  Самое трудное – поймать детский интерес и определиться, что с ним делать. Далее идет обсуждение: Что это такое? Что дети знают «про это»? Что хотели бы узнать? Где можно получить информацию? Далее договариваемся с детьми, кто где ищет нужную информацию. Варианты бывают разные: спросить у кого-нибудь, прочесть в книге, провести эксперимент, найти в интернете, понаблюдать, посмотреть телевизионную передачу. На следующий день в группе появляются новые предметы. Их раскладываю до прихода детей в разных местах. Это могут быть журналы, образцы ткани, подборка картинок, пищевые красители и т.п. в зависимости от ситуации. Даю детям возможность все это рассмотреть и придумать, что с ним можно сделать (изучить, вырезать, раскрасить и др.). Неожиданные занимательные вопросы побуждают дошкольников к размышлению. Использование шуточных предположений помогает активизировать детей с низкой работоспособностью, застенчивых, гиперактивных: они мобилизуют их внимание и волевые усилия, активизируют мысль, озадачивают, заинтересовывают. Затем снова договариваемся, что нового можно сделать из имеющегося материала, используя свои знания. В результате такой деятельности может получиться макет, плакат, газета, новая игра, и др. Продукт своей деятельности презентуем родителям либо детям других групп.

Данный прием помогает сплотить детский коллектив, формирует способность управлять своим поведением и планировать свои действия, овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Опыт  работы по теме: «Поддержка детской инициативы через создание для  детей ситуации выбора» дает возможность применения его в массовой практике.  Благодаря использованию его в образовательной деятельности с дошкольниками,  дети легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности, учатся сами добывать новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действий путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Показателем качества моей работы по поддержке детской инициативы через создание для детей ситуации выбора служат:

  • положительный психологический микроклимат в группе;
  • отсутствие конфликтов между детьми;
  • высокая продуктивная деятельность детей, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности;
  • моя высокая степень удовлетворенности трудом;
  • удовлетворенность родителей образовательной услугой и их стремление участвовать в образовательной деятельности.

Литература

  1. Н.А.Короткова, П.Г. Нежнов «Инициатива дошкольников».
  2. .Н.А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». М.: Линка-Пресс, 2007
  3. Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов «Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников». - Ребёнок в детском саду. - 2005. - №3,4.
  4. КоротковаН.А. «Проблема дифференцированного подхода к образовательному процессу в детском саду». - Ребёнок в детском саду. - 2008. - №5.
  5. Короткова Н.А. «Пути гибкого проектирования образовательного процесса». - Ребёнок в детском саду. - 2008. - №6

Официальный сайт
© CopyRight Детский сад № 265 город Красноярск, с 2011 по 2024 год, создание сайта: «Меридиан»
Besucherzahler Chat and date with beautiful Russian women
счетчик посещений