Родители приняли решение: ребёнка нужно отдать в детский сад. Этому решению предшествовали часы тревог и раздумий, переживаний и сомнений. Как малыш адаптируется к новым условиям? Не будет ли плакать? Какие люди там работают? Как его встретят? А если…? А вдруг…?

Конечно, тревожиться есть о чём. А потому малыша нужно готовить к детскому саду заранее. В чём же конкретно должна заключаться подготовка малыша к детскому саду? И что нужно сделать, чтобы его адаптация прошла относительно безболезненно?

Живя в семье, ребёнок привыкает к определённым условиям. Когда он приходит в детский сад, многое в его жизни меняется: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения и т.п. Ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.

Поэтому первый этап подготовки малышей в детский сад начинается со сбора информации о потенциальных воспитанниках (беседа с родителями, данные из детской консультации). В мае родителей приглашают на день открытых дверей, потом начинает свою работу «Школа молодой матери». Здесь решаются многие проблемы, связанные с поступлением малыша в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни детей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у детей культурно-гигиенических навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации.

Второй этап подготовки ребёнка к жизни в организованном детском коллективе заключается в максимальном сближении его режима дня в семье с режимом детского сада. Малыша постепенно приучают к системе требований дошкольного учреждения. Мамы вместе с детьми могут прийти в детский сад во время прогулки и побыть, дать возможность поиграть своему ребёнку вместе со всеми. В это время у ребёнка формируются положительные ассоциации, связанные с детским садом, а родители могут увидеть возможности самых маленьких при воспитании их в организованном коллективе.

На этом этапе обговариваются сроки поступления ребёнка в сад, оформляется «Родительский договор». В это же время родители готовят необходимые для детского сада одежду, обувь, принадлежности необходимые для повседневной жизни в детском саду.

Очень важно в этот период чаще бывать с малышом в «обществе», чтобы он привыкал видеть вокруг себя незнакомые лица, попадал в другую среду. Но основное внимание родители должны уделить здоровью ребёнка. Из всех факторов, влияющих на характер адаптации новичка к условиям детского сада, этот самый важный. Ослабленные дети привыкают к режиму детского сада значительно хуже.

Вновь поступающих детей принимают по графику, согласованному с родителями, не более 1-2 детей в неделю. Первые дни ребёнок бывает в группе 2-3 часа, возможно вместе с мамой, для того, чтобы ребёнок чувствовал себя поспокойнее, но при этом мама не занимается своим ребёнком, т.е. она рядом, а не вместе. Постепенно малыш начинает отходить от матери всё дальше, а подружившись со сверстниками и воспитателем, «забывает» о ней.

Важно, чтобы по возможности в сад ребёнка приводил кто-то один, будь это мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкает расставаться с ними. Замечено, что от одного родителя ребёнок уходит спокойно, а с другим никак не может расстаться.

В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого поступающего, постепенно он привыкает к общему режиму. Ребёнок и его родители должны придерживаться его, а для обязательности обговорить этот момент в «Родительском договоре».

Вы, конечно же, замечали не раз, что новенькие не сводят глаз с входной двери, тянут за руку и ведут в приёмную, надеясь увидеть там маму. Перед ребёнком как бы закрывается его родной мир, в котором он чувствовал себя уверенно и защищено. Нужно продемонстрировать малышу достоинства его нового мира, убедить, что он гораздо шире и интереснее. Поэтому уже в первые дни не мешает показать ему дошкольное учреждение. Во время таких «экскурсий» сотрудникам рекомендуется вступать в дружеский контакт с ребёнком. Ребёнок должен чувствовать, что его здесь любят.

Взрослым следует ласкать ребёнка, особенно во время укладывания: гладить ему ручки, ножки, спинку. Хороший эффект для засыпания даёт нежное поглаживание головки ребёнка, при этом рука должна касаться лишь волос ребёнка.

Установлено, что в психологической напряжённости, стрессовой ситуации помогает переключение на пищевую реакцию. Плачущий ребёнок засовывает пальцы в рот. Он инстинктивно защищает себя от чрезмерного эмоционального напряжения. Так же переключение затормаживает ранее возникшие отрицательные эмоции. Нужно чаще предлагать ребёнку попить. Попив воды, он  успокаивается. Вода должна всегда находиться в одном месте, чтобы ребёнок мог показать, что хочет пить. (Можно предложить ребёнку печенье или баранку: пусть погрызёт). В адаптационный период ребёнка ни в коем случае не следует отучать от соски. Сосательные движения отвлекают его от переживаний.

Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому есть смысл предложить ребёнку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колёсики от пирамидок, соединить детали крупного конструктора, играть резиновыми игрушками-пищалками. Хороший эффект дают игры с водой: пусть ребёнок переливает воду из баночки в баночку, это очень успокаивает.

Неплохо, если в группе будет периодически звучать музыка – негромкая, спокойная.

Лучшее лекарство от стресса – смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы ребёнок больше смеялся (вносить в группу игрушки-забавы, приглашаются старшие дети в костюмах героев сказок).

Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребёнка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо принять ребёнка таким, каков он есть, не высказывая неудовольствия от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочее. Хорош, если родители принесут ребёнку его любимую игрушку, с которой он  привык засыпать. И ещё одно непреложное правило – не осуждать опыт ребёнка, никогда не жаловаться на него родителям.

Воспитателю следует постоянно помнить, что с  поступлением  в  детский  сад все  проблемы  ребёнка  становятся  лично  ваши,  педагога, профессиональными  проблемами!

Первое время новичок недоверчиво относится к воспитателю, который ещё не успел стать для него близким человеком. Поэтому утренний осмотр проводит сама мама – измеряет температуру, показывает чистоту кожных покровов.

Система Orphus

© CopyRight МБДОУ №269 2011-2017, Создание сайта: ООО «Меридиан»