menu fop do

menu yspehi

Система Orphus

 О.Ф Воднева, учитель -логопед МДОУ№307

  О .А Габбасова, воспитатель речевой группы МДОУ№307 

       К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения -все эти учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Так же немаловажным фактором служит и время, которое "делает" заказ на всесторонне развитые личности с полноценной грамотной речью. Поэтому проблема развития связной речи на сегодняшний день является актуальной. Размышляя над этим, мы пришли к выводу, что помочь могут театрализованные игры. Так как театрализованные игры являются одним из важнейших средств формирования связной, выразительной речи у детей.

     Вся жизнь детей насыщена игрой. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание. Поэтому мы обратились к театрализованной деятельности как к средству всестороннего развития личности  ребенка-логопата. Мы хотели создать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить фантазию, попытаться максимально реализовать возможности каждого ребенка. Мы не делаем из детей артистов, это не самоцель, а повод, чтобы заниматься, научиться лучше говорить, двигаться, общаться. Постановка - это итог работы, праздник.

     Цель использования театрализованной деятельности на логопедических занятиях - создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Основные задачи:

  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • расширять словарный запас обозначающий названия предметов, действий признаков;
  • закреплять правильное произношение всех звуков, отработать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
  • учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи ;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Основные правила работы над играми-инсценировками и требования которые  предъявляются к детям в речевой деятельности :

Правила:

  • учитывать возрастные особенности детей в выборе инсценировки;
  • предоставить всем детям возможность попробывать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных;
  • не перегружать детей;
  • не навязывать своего мнения;
  • не позволять одним детям вмешиваться в действия другого;
  • учитывать речевой диагноз;

          Требования:

  • осмысленность, т.е полное понимание того, о чем они говорят;
  • полнота передачи, т.е отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
  • последовательность;
  • широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов;
  • правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
  • культура изложения;
  • интонационная выразительность речи;
  • правильная, спокойная поза во время высказывания;
  • достаточная громкость;
  • отчетливость произношения.

    Практический материал для проведения театрализованных игр распределяли так, что каждая тема проходила определенные этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию,  пользуясь движениями, мимикой, жестами.

   Театрально-игровая деятельность- это не только игра, но и перевоплощение ребенка в сказочного персонажа данного сюжета. А использование еще и сказочного сюжета - это заинтересованность ребенка, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет ребенка изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. 

  Огромную роль в театрализованной деятельности, безусловно, выполняет воспитатель. Необходимо, чтобы педагог не только выразительно читал и рассказывал, умел слышать и слушать, но мог во время исправлять речевые ошибки детей. Для большей заинтересованности детей воспитатель занимается сочинением авторских сказок, предлагаем одну из них. 

Сказка "Колобок" 

Цель: Показать результаты работы родителям группы и педагогам ДОУ по развитию связной речи у дошкольников через театрализованную деятельность.   

Задачи: 

Образовательные:

  • Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию, пониманию состояния персонажа сказки и умению выражать свои эмоции;
  • Учить детей использовать навыки связной речи в театрализованной деятельности;
  • Побуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия для ее проведения;
  • Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, используя мимику и пантомиму;
  • Пополнять и активизировать словарь детей 

Развивающие:

  • Развивать интерес и желание играть роль в сказке, выступать перед взрослыми и сверстниками;
  • Развивать воображение, сценическое внимание;
  • Развивать умение чувствовать и понимать другого;
  • Развивать интонационную выразительность голоса, четкую дикцию. 

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность действий и суждений;
  • Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
  • Способствовать сплочению коллектива, дружеских взаимоотношений. 

Нравственный урок: 

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 

                                                   Действующие лица: 

                                          Колобок                      Дед

                                          Бабка                           Петух

                                          Лиса                            Медведь

                                          Волк                            Заяц 

Петушок:              Здравствуйте, мои друзья,

                               Вы узнали? Кто же я?

                               Да, я Петя - петушок,

                               Золотой гребешок,

                               В гости сам я к вам пришел,

                               И друзей с собой привел.

 

Ведущий:              А зачем же ты пришел

                               И друзей с собой привел?

 

Петушок:              А мы в гости к вам пришли

                               Свою сказку принесли.

                               И непросто вам расскажем,

                               Сказку мы свою покажем.

                               Раз, два, три, сказочку смотри!

 

                                                 Сказка "Колобок" 

Ведущий (один или трое детей)

                              Бабка с дедкою вдвоем

                              Жили в домике своем.

                              И сказать о них нам нужно:

                              Жили вместе они дружно.

                              На лавочке они сидят,

                              Меж собою говорят.

                              Дед толкает бабку в бок:

Дед:                      Испеки мне колобок!

Бабка:                  Я давно бы испекла,              

                             Только кончилась мука. 

Дед:                      По сусекам поскреби,

                              Может быть, найдешь муки. 

Ведущий:             Бабка веничек взяла

                              И сама в амбар пошла.

                              Там немного помела

                               И мучицы наскребла.

                              Замесила тесто впрок,

                              Так и вышел Колобок! 

Бабка:                    Глянь, дедуля, Колобок!

                               У него румяный бок! 

Дед:                      Положи-ка на окошко,

                              Пусть остынет хоть немножко. 

Ведущий:             Положили на оконце,

                              Чтоб подальше был от солнца,

                              Там, где дует ветерок,-

                              Охладить румяный бок.

                              Колобок лежал немного

                              И решил: "Пора в дорогу" 

Колобок:               Ай да бабка, ай да дед,

                              Съесть меня решили? Нет!

                              Здесь остаться не могу,

                              Лучше в лес я убегу. 

Ведущий:             Убежать он был готов,

                              Прыгнуть вниз и был таков.

                              Во дворе увидел Петю,

                              Лучше нет его на свете. 

Петя:                     Ты куда же, Колобок?

                               Колобок румяный бок?

                               Ку-ка-ре-ку! Не пущу!

                               К бабке с дедом ворочу! 

Колобок:               Не кричи-ка, Петушок,

                              Послушай песенку, дружок! 

Ведущий:              По тропинке покатился

                               И в лесу вдруг очутился.

                               А на встречу, ой-ой-ой,

                               Идет Заинька - косой. 

Заяц:                      Ты, конечно, не капуста,

                               Ну а пахнешь очень вкусно.

                               У меня живот пустой:

                               Съем тебя сейчас, друг мой! 

Колобок:                Не спеши, успеешь скушать.

                               Хочешь песенку послушать? 

Заяц:                      Ну, конечно, спой, дружок,

                               Мой веселый Колобок! 

(Колобок катится вдоль ширмы, а заяц бежит вслед за ним, но его не догоняет. Звучит музыкальный куплет "Колобок катится"). 

Ведущий:                Укатился Колобок,

                                 Замелькал румяный блок.

                                 Зайка вслед за ним помчался,

                                 Но, увы, ни с чем остался.

                                 А на встречу, ой-ой-ой,

                                 Серый волк идет тропой. 

Волк:                       Здравствуй, здравствуй, Колобок,

                                 Съесть тебя хочу, дружок! 

Колобок:                  Не спеши, успеешь скушать.

                                  Хочешь песенку послушать? 

Волк:                       Ладно, пой! Да только быстро,

                                 Не люблю я вас, артистов!

(Исполняется музыкальный куплет "Песенка Колобка". Затем музыкальный куплет "Колобок катится"). 

Ведущий:                 Укатился колобок,

                                  Замелькал румяный бок.

                                  Волк скорей за ним погнался,

                                  Но, увы, ни с чем остался.

                                  А навстречу, ой-ой-ой,

                                  К нему Медведь идет большой. 

Медведь (оглядывает) У него румяный бок!

                                  Да ведь это Колобок!

                                  Вот малинка, вот медок,

                                  Съем тебя я, мой дружок! 

Колобок:                   Не спеши, успеешь скушать.

                                   Хочешь песенку послушать?  

Медведь:                   Так и быть, скорее пой,

                                   Шутки плохи ведь со мной!

(исполняется песенка Колобка. Затем он катится) 

Ведущий:                  Укатился Колобок,

                                   Замелькал румяный бок.

                                   И медведь вслед побежал,

                                   Но, куда там, не догнал! 

                                   А навстречу, ой-ой-ой

                                   Шла лиса тропой лесной. 

Лиса:                         Это кто передо мной

                                   На тропиночке лесной?

                                   У него румяный бок!

                                   Да ведь это Колобок!

                                   Ну, попался ты, дружок,

                                   Съем тебя я, Колобок! 

Колобок:                    Не спеши, успеешь скушать.

                                   Хочешь песенку послушать? 

Лиса:                         Ну конечно, друг мой спой,

                                   Все равно ты будешь мой!

( Исполняется "песенка Колобка", но последние слова в ней такие: "Пусть ты рыжая краса, но не съешь меня, Лиса!". 

Ведущий:                  Укатился колобок,

                                   Замелькал румяный бок.

                                   А лиса вслед побежала, 

                                   Но куда там, не догнала.

(под елкой лежит колобок - ежик). 

Ведущий:                  Что же наши дедка с бабкой?

                                   Как дела? Все ль в порядке?

(дед и бабка собираются в лес) 

Дед:                           Бабка, в лес с тобой пойдем,

                                   Колобка в лесу найдем. 

Ведущий:                  Дед и бабка в лес пошли

                                   И под елью, погляди, колобка они нашли!

                                   Только глазки слеповаты,

                                   Дедка с бабкой староваты. 

Дед:                            Глянь, старуха, - колобок,

                                    Колобок - румяный бок. 

Бабка:                         Правда, старый,  колобок (наклоняется)

                                    Ой! Что -то колется дружок! 

Колобок-ежик(поет) Колобок, я колобок,

                                    У меня колючий бок.

                                    По сусеку не метен,

                                    На сметане не мешён.

                                    Я под кустиком рос,

                                    Весь колючками оброс.

                                    Я на ощупь не хорош,

                                    Меня руками не возьмешь! 

Бабка:                         Нет, ошиблись мы с тобой,

                                    Колобок не наш - чужой

( дед с бабкой уходят). 

Ведущий:                   А колобок - колючий бок

                                    Спит свернувшийся в клубок.

                                    На полянку вышли, ой,

                                    Заяц, волк, медведь с лисой!!! 

Волк, медведь,            Ах, опять он на пути,

заяц, лиса                   Ему от нас уж не уйти.

                                    Вместе мы его съедим

                                    Слушать песню не хотим!

(наклоняются, отпрыгивают) 

Колобок ( поет) 

Колобок-ежик:           Что друзья мои, беда

                                     Укололись вы не зря.

                                     Ведь иголки у меня,

                                     не из теста - точно я!

(выходит Колобок) 

Колобок:                     Ведь ошиблись вы, друзья,

                                     Колобок-то вот он я!

                                     Вам даю совет простой

                                     Думать надо головой.

                                     На чужой каравай

                                     Рот ты свой не разевай! 

                                     Лучше пляску начинайте,

                                     Танец дружный исполняйте.

(общий танец).   

         В процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать проявления у них способности и одаренности, а развивать их, применяя различные методы индивидуального воздействия, и в этом нам помогает организованная театрализованная деятельность дошкольников. Через сказку ребенок учится преодолевать барьеры в общении, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу любви, добра и справедливости. А самое главное, работа по театрализованной деятельности поможет преодолеть у детей общие недоразвитие речи и сделает связную речь богаче, правильнее, выразительнее, насыщеннее и эмоциональнее.

© CopyRight Детский сад № 307 город Красноярск, 2012-2024, создание сайта: «Меридиан»