О.Ф Воднева, учитель -логопед МДОУ№307
О .А Габбасова, воспитатель речевой группы МДОУ№307
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения -все эти учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Так же немаловажным фактором служит и время, которое "делает" заказ на всесторонне развитые личности с полноценной грамотной речью. Поэтому проблема развития связной речи на сегодняшний день является актуальной. Размышляя над этим, мы пришли к выводу, что помочь могут театрализованные игры. Так как театрализованные игры являются одним из важнейших средств формирования связной, выразительной речи у детей.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание. Поэтому мы обратились к театрализованной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата. Мы хотели создать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить фантазию, попытаться максимально реализовать возможности каждого ребенка. Мы не делаем из детей артистов, это не самоцель, а повод, чтобы заниматься, научиться лучше говорить, двигаться, общаться. Постановка - это итог работы, праздник.
Цель использования театрализованной деятельности на логопедических занятиях - создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Основные задачи:
- пополнять и активизировать словарь детей;
- расширять словарный запас обозначающий названия предметов, действий признаков;
- закреплять правильное произношение всех звуков, отработать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
- учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
- совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи ;
- воспитывать культуру речевого общения.
Основные правила работы над играми-инсценировками и требования которые предъявляются к детям в речевой деятельности :
Правила:
- учитывать возрастные особенности детей в выборе инсценировки;
- предоставить всем детям возможность попробывать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных;
- не перегружать детей;
- не навязывать своего мнения;
- не позволять одним детям вмешиваться в действия другого;
- учитывать речевой диагноз;
Требования:
- осмысленность, т.е полное понимание того, о чем они говорят;
- полнота передачи, т.е отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
- последовательность;
- широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов;
- правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
- культура изложения;
- интонационная выразительность речи;
- правильная, спокойная поза во время высказывания;
- достаточная громкость;
- отчетливость произношения.
Практический материал для проведения театрализованных игр распределяли так, что каждая тема проходила определенные этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользуясь движениями, мимикой, жестами.
Театрально-игровая деятельность- это не только игра, но и перевоплощение ребенка в сказочного персонажа данного сюжета. А использование еще и сказочного сюжета - это заинтересованность ребенка, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет ребенка изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Огромную роль в театрализованной деятельности, безусловно, выполняет воспитатель. Необходимо, чтобы педагог не только выразительно читал и рассказывал, умел слышать и слушать, но мог во время исправлять речевые ошибки детей. Для большей заинтересованности детей воспитатель занимается сочинением авторских сказок, предлагаем одну из них.
Сказка "Колобок"
Цель: Показать результаты работы родителям группы и педагогам ДОУ по развитию связной речи у дошкольников через театрализованную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию, пониманию состояния персонажа сказки и умению выражать свои эмоции;
- Учить детей использовать навыки связной речи в театрализованной деятельности;
- Побуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия для ее проведения;
- Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, используя мимику и пантомиму;
- Пополнять и активизировать словарь детей
Развивающие:
- Развивать интерес и желание играть роль в сказке, выступать перед взрослыми и сверстниками;
- Развивать воображение, сценическое внимание;
- Развивать умение чувствовать и понимать другого;
- Развивать интонационную выразительность голоса, четкую дикцию.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность действий и суждений;
- Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- Способствовать сплочению коллектива, дружеских взаимоотношений.
Нравственный урок:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Действующие лица:
Колобок Дед
Бабка Петух
Лиса Медведь
Волк Заяц
Петушок: Здравствуйте, мои друзья,
Вы узнали? Кто же я?
Да, я Петя - петушок,
Золотой гребешок,
В гости сам я к вам пришел,
И друзей с собой привел.
Ведущий: А зачем же ты пришел
И друзей с собой привел?
Петушок: А мы в гости к вам пришли
Свою сказку принесли.
И непросто вам расскажем,
Сказку мы свою покажем.
Раз, два, три, сказочку смотри!
Сказка "Колобок"
Ведущий (один или трое детей)
Бабка с дедкою вдвоем
Жили в домике своем.
И сказать о них нам нужно:
Жили вместе они дружно.
На лавочке они сидят,
Меж собою говорят.
Дед толкает бабку в бок:
Дед: Испеки мне колобок!
Бабка: Я давно бы испекла,
Только кончилась мука.
Дед: По сусекам поскреби,
Может быть, найдешь муки.
Ведущий: Бабка веничек взяла
И сама в амбар пошла.
Там немного помела
И мучицы наскребла.
Замесила тесто впрок,
Так и вышел Колобок!
Бабка: Глянь, дедуля, Колобок!
У него румяный бок!
Дед: Положи-ка на окошко,
Пусть остынет хоть немножко.
Ведущий: Положили на оконце,
Чтоб подальше был от солнца,
Там, где дует ветерок,-
Охладить румяный бок.
Колобок лежал немного
И решил: "Пора в дорогу"
Колобок: Ай да бабка, ай да дед,
Съесть меня решили? Нет!
Здесь остаться не могу,
Лучше в лес я убегу.
Ведущий: Убежать он был готов,
Прыгнуть вниз и был таков.
Во дворе увидел Петю,
Лучше нет его на свете.
Петя: Ты куда же, Колобок?
Колобок румяный бок?
Ку-ка-ре-ку! Не пущу!
К бабке с дедом ворочу!
Колобок: Не кричи-ка, Петушок,
Послушай песенку, дружок!
Ведущий: По тропинке покатился
И в лесу вдруг очутился.
А на встречу, ой-ой-ой,
Идет Заинька - косой.
Заяц: Ты, конечно, не капуста,
Ну а пахнешь очень вкусно.
У меня живот пустой:
Съем тебя сейчас, друг мой!
Колобок: Не спеши, успеешь скушать.
Хочешь песенку послушать?
Заяц: Ну, конечно, спой, дружок,
Мой веселый Колобок!
(Колобок катится вдоль ширмы, а заяц бежит вслед за ним, но его не догоняет. Звучит музыкальный куплет "Колобок катится").
Ведущий: Укатился Колобок,
Замелькал румяный блок.
Зайка вслед за ним помчался,
Но, увы, ни с чем остался.
А на встречу, ой-ой-ой,
Серый волк идет тропой.
Волк: Здравствуй, здравствуй, Колобок,
Съесть тебя хочу, дружок!
Колобок: Не спеши, успеешь скушать.
Хочешь песенку послушать?
Волк: Ладно, пой! Да только быстро,
Не люблю я вас, артистов!
(Исполняется музыкальный куплет "Песенка Колобка". Затем музыкальный куплет "Колобок катится").
Ведущий: Укатился колобок,
Замелькал румяный бок.
Волк скорей за ним погнался,
Но, увы, ни с чем остался.
А навстречу, ой-ой-ой,
К нему Медведь идет большой.
Медведь (оглядывает) У него румяный бок!
Да ведь это Колобок!
Вот малинка, вот медок,
Съем тебя я, мой дружок!
Колобок: Не спеши, успеешь скушать.
Хочешь песенку послушать?
Медведь: Так и быть, скорее пой,
Шутки плохи ведь со мной!
(исполняется песенка Колобка. Затем он катится)
Ведущий: Укатился Колобок,
Замелькал румяный бок.
И медведь вслед побежал,
Но, куда там, не догнал!
А навстречу, ой-ой-ой
Шла лиса тропой лесной.
Лиса: Это кто передо мной
На тропиночке лесной?
У него румяный бок!
Да ведь это Колобок!
Ну, попался ты, дружок,
Съем тебя я, Колобок!
Колобок: Не спеши, успеешь скушать.
Хочешь песенку послушать?
Лиса: Ну конечно, друг мой спой,
Все равно ты будешь мой!
( Исполняется "песенка Колобка", но последние слова в ней такие: "Пусть ты рыжая краса, но не съешь меня, Лиса!".
Ведущий: Укатился колобок,
Замелькал румяный бок.
А лиса вслед побежала,
Но куда там, не догнала.
(под елкой лежит колобок - ежик).
Ведущий: Что же наши дедка с бабкой?
Как дела? Все ль в порядке?
(дед и бабка собираются в лес)
Дед: Бабка, в лес с тобой пойдем,
Колобка в лесу найдем.
Ведущий: Дед и бабка в лес пошли
И под елью, погляди, колобка они нашли!
Только глазки слеповаты,
Дедка с бабкой староваты.
Дед: Глянь, старуха, - колобок,
Колобок - румяный бок.
Бабка: Правда, старый, колобок (наклоняется)
Ой! Что -то колется дружок!
Колобок-ежик(поет) Колобок, я колобок,
У меня колючий бок.
По сусеку не метен,
На сметане не мешён.
Я под кустиком рос,
Весь колючками оброс.
Я на ощупь не хорош,
Меня руками не возьмешь!
Бабка: Нет, ошиблись мы с тобой,
Колобок не наш - чужой
( дед с бабкой уходят).
Ведущий: А колобок - колючий бок
Спит свернувшийся в клубок.
На полянку вышли, ой,
Заяц, волк, медведь с лисой!!!
Волк, медведь, Ах, опять он на пути,
заяц, лиса Ему от нас уж не уйти.
Вместе мы его съедим
Слушать песню не хотим!
(наклоняются, отпрыгивают)
Колобок ( поет)
Колобок-ежик: Что друзья мои, беда
Укололись вы не зря.
Ведь иголки у меня,
не из теста - точно я!
(выходит Колобок)
Колобок: Ведь ошиблись вы, друзья,
Колобок-то вот он я!
Вам даю совет простой
Думать надо головой.
На чужой каравай
Рот ты свой не разевай!
Лучше пляску начинайте,
Танец дружный исполняйте.
(общий танец).
В процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать проявления у них способности и одаренности, а развивать их, применяя различные методы индивидуального воздействия, и в этом нам помогает организованная театрализованная деятельность дошкольников. Через сказку ребенок учится преодолевать барьеры в общении, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу любви, добра и справедливости. А самое главное, работа по театрализованной деятельности поможет преодолеть у детей общие недоразвитие речи и сделает связную речь богаче, правильнее, выразительнее, насыщеннее и эмоциональнее.