Особенности речевых и коммуникативных нарушений у детей с РАС (расстройствами аутистического спектра):
- Как правило, дети начинают говорить позже, чем их сверстники.
- Ребёнок не использует речь для общения, он не обращается к взрослому с просьбами, не зовёт маму.
- Дети часто проявляют раннюю самостоятельность: если им, что-нибудь нужно, они идут и берут сами, или используют руку взрослого как инструмент.
- Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, звуковые комплексы) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым.
- Возможно отсутствие речи.
- Ребенок повторяет слова и фразы, сказанные другим человеком, часто отставленные, т. е воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;
- Использует большое количество слов - штампов и фраз - штампов, фонографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи.
- Ребенок не вступает в диалоги, но монологическая речь бывает развита хорошо.
- У него поздно появляются в речи личные местоимения (особенно «я»), малыш говорит о себе в третьем лице.
- Нарушение смысла слов (замещение, расширение или чрезмерное - до буквальности -сужение толкований значений слов), неологизмы;
- Нарушения грамматического строя речи.
- Могут присутствовать нарушения темпа, ритма и интонации.
Особенности речевыхи коммуникативных нарушений у детей с нарушением ОДА (опорно-двигательного аппарата):
Наблюдаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно – познавательной потребности в общении. Несовершенство фонетических (звуковых), лексических и грамматических средств языка. Недостаточно сформирована связная речь.
- Дети малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками.
- Невнимательны.
- Не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание.
- В общении часто участвуют по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь.
- Некоторые дети могут последовательно и достаточно точно строить предложения, рассказы и пересказы, но используют в основном простые предложения и помощь.
Особенности речевыхи коммуникативных нарушений у детей с ЗПР (задержкой психического развития):
- У ребенка с ЗПР замедленный темп речевого развития, скудный словарный запас.
- Отмечается неумение грамматически правильно и последовательно оформлять свои высказывания (не знает что и как сказать)
- Можно услышать неточности употребления слов.
- Часто, но не обязательно, нарушено звукопроизношение.
- Ребенку очень трудно построить монологическое высказывание.
- Он неумеет грамотно и доступно формулировать вопрос.
- Неумеет строить краткий или развернутый ответ.
- Присутствует отставание в овладении диалогической речью.
- Фонематический слух нарушен практически у каждого ребенка с ЗПР, причина в нарушении межанализаторных связей.