Нарушения развития у детей проявляются наиболее ярко в период интенсивного формирования всех ВПФ ребенка, и отставание в развитии влияет на дальнейшую социальную адаптацию и качество жизни. Вредности раннего периода развития, выраженные эмоционально-поведенческие расстройства, наличие парциального недоразвития ряда психических функций, неадекватная оценка состояния ребенка некоторыми родителями у большинства детей приводят к снижению адаптационных возможностей, что в дальнейшем может привести к социальной и медико-психолого-педагогической дезадаптации и увеличению количества детей с расстройствами развития нервно-психической сферы.

Необходимо отметить, что состояние эмоционально-поведенческой сферы детей тесно связано с их общим и психологическим развитием. Наличие проблем в развитие ребѐнка влияет на его эмоциональные реакции, в свою очередь и нарушения эмоциональных реакций может привести к отклонению в развитии. В ситуациях, когда ребѐнку в силу тех или иных причин невозможно достичь его возрастного вариативного биологического и социального уровня развития, формируются разные эмоциональные нарушения, которые вторично неблагоприятно воздействуют на дальнейшее психическое и умственное развитие ребѐнка. Таким образом, формируется порочный круг, из которого нередко родителям, самостоятельно трудно выйти правильно.

Нарушения развития, особенно когнитивных функций, хронические соматические и частые инфекционные заболевания раннего возраста, нарушения детско-родительских отношений могут привести к выраженным расстройствам эмоционально-поведенческой сферы, которые снижают уровень качества жизни ребѐнка, способствуют появлению трудностей обучения и познавательно-интеллектуальной деятельности, развитию девиантного поведения.

Родителям, необходимо помнить:

1 - любой ребенок, каким бы «трудным» и «проблемным» он ни казался, имеет перспективу социального и личностного развития;

2 - в личности ребенка всегда есть ресурсы для его дальнейшего развития;

3 - насильно помочь невозможно;

4 - честность и открытость - необходимое условие построения контакта;

5 - взаимодействие с ребенком, а не воздействие на него;

6 - безусловное принятие ребенка, т.к. каждая личность ребенка также уникальна;

7 - дети имеют право на ошибку, ведь взрослые, т.е. мы, тоже ошибаются;

8 - дети учатся и растут вместе с взрослыми.

Необходимые звенья общей коррекционной программы, способствующей восстановлению или улучшению состояния речевой деятельности, коммуникативной сферы, нервно-психических процессов, эмоциональных и поведенческих реакций - фармакологическое воздействие: восстановление нейрометаболизма, нормализация вегетативных функций, снятие речедвигательных симптомов, стимуляция психоэмоциональной сферы, устранение пограничных психопатологических проявлений, опосредованное улучшение микросоциальной среды. Таким образом,  повышается чувствительность ребенка к другим формам коррекции.

Наиболее распространены у детей: гиперактивность с синдромом дефицита внимания, оппозиционное расстройство (непослушание, негативизм, провокационное поведение), состояние чрезвычайной тревожности, страх разлуки (расставания с матерью или кем-то из близких), депрессия и расстройства обучения (необучаемость, задержка психического развития и другие синдромы).

Для коррекции поведения ребёнка необходимо:

  • установление межличностного контакта, доверительных отношений и вербального общения с ребенком
  • используются беседы, игра, ролевые игры, вознаграждение за хорошие поступки, обсуждение положительных примеров поведения, а также вспомогательные средства – настольные игры, учебные пособия, игрушки (психотерапевт - его внимание  обычно сосредоточено на том, что ребенок чувствует, что думает и как действует).
  • основные направления - психодинамическая терапия, поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия, семейная психотерапия.

Психодинамическая терапия

  • ориентирована на разрешение бессознательных конфликтов, вызывающих поведенческие или эмоциональные нарушения
  • развитие получили игровые формы воздействия (вербальный контакт с малышом не всегда возможен)
  • игровая форма в психотерапии освобождает сдерживаемые эмоции, позволяет ребенку выразить чувства, которые иначе остались бы скрытыми
  • методы: рисование, сюжетная игра, сочинение историй
  • может длиться годами

Поведенческая терапия

цель: научить ребенка адаптивным способам поведения, освоить новые образцы поведения и попрактиковаться в них, ободрить ребенка и вознаградить его за желательное поведение

  • ориентация на процесс деятельности ребенка (привитие новых навыков, облегчение социальных взаимодействий и пр)
  • специалист наблюдает за действиями ребенка и обеспечивает обратную связь, оценивая результаты действий ребенка и вознаграждая его за успехи
  • мотивы и внутренние конфликты не исследуются
  • длится недели и месяцы

Когнитивно-поведенческая терапия

  • направлена на формирование адаптивного поведения и использует подкрепление вознаграждением
  • учитывает также когнитивные процессы, т.е. особенности восприятия и мышления данного ребенка
  • ориентирована на процесс научения, психологическую подготовку ребенка к различным непредвиденным обстоятельствам
  • предполагает наблюдение за тем, как ребенок осмысливает то, чему его учат
  • мало применима в работе с детьми младшего возраста

Семейный подход в психотерапии

  • сосредоточен на семье как едином целом, а не только на ребенке
  • возникновение и развитие дезадаптации ребенка связывается с семьей
  • ребенок рассматривается как продукт всей системы взаимоотношений в семье
  • предполагает взаимодействие со всеми членами семьи
  • в работе с семьей могут быть использованы динамический, когнитивно-поведенческий, поведенческий подходы

Работа с родителями

  • Получение родителями ясного представления о характере и мере их участия в коррекции, о продолжительности коррекционных занятий
  • важно разрушить столь часто встречающуюся иллюзию о возможности «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка в результате посещения ребенком нескольких коррекционных занятий
  • формировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов коррекционной программы
  • разъяснить, что окончательный эффект коррекционной программы будет очевиден лишь спустя несколько месяцев после ее окончания
  • подчеркнуть решающую роль самих родителей для переноса, обобщения и закрепления позитивных результатов занятий
  • целесообразность участия родителей в коррекционных занятиях (практическая возможность овладеть новыми, более эффективными способами общения и взаимодействия с детьми, улучшить взаимопонимание)
  • родителей необходимо собственное саморазвитие, повышение психолого-педагогической компетентности
  • родители должны понимать сущность достигнутых результатов, выполнять индивидуальные рекомендации по оптимизации общения и взаимодействия с ребенком, чтобы обеспечить перенос достигнутого ребенком в практику реальных жизненных отношений.

 

Фотогалерея

© 2016, Детский сад № 322 г Красноярск