Консультация для родителей.
ТЕМА: Развитие артикуляционной и мелкой моторики залог успешного формирования речи у ребенка с ОНР.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на тренировку и выработку правильных положений органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, щек), необходимые для правильного звукопроизношения.
Чтобы ребенок научился произносить сложные по произношению свистящие, шипящие и сонорные звуки, его губы и язык должны быть сильными и эластичными, продолжительно удерживать заданную артикуляционную позу, без затруднения осуществлять многочисленные переходы от одного положения артикуляционного аппарата к другому.
Дети с речевыми нарушениями быстрее и успешнее достигают нужных результатов в постановке, автоматизации и дифференциации проблемных звуков, если точно и правильно выполняют артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика необходима детям с правильным, но нечетким звукопроизношением – у детей как будто “каша во рту”. Необходимо знать, что чёткое произношение звуков - это залог правильного письма в школе.
Правила проведения артикуляционной гимнастики.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными.
- В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.
- Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.
- Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;
- Удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;
- Следить за качеством выполнения упражнений;
- Желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;
- Не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.
- Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.
- Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.
- Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.
Упражнения артикуляционной гимнастики:
- Лопаточка.Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
- Чашечка.Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
- Иголочка.Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
- Горка.Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. 15 сек.
- Трубочка.Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнить в медленном темпе 10 - 15 раз.
- Часики.Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. Проделать 10-15 раз.
- Качели.Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнить 10-15 раз.
- Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
- Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.
- Грибок.Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз.
Но не только выполнение комплекса артикуляционной гимнастики влияет на успешную коррекцию и развитие правильного звукопроизношения. Важную роль отводят развитию мелкой моторики.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Вот например, Су-джок терапия принадлежит к числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.
Су-Джок терапия – достижения корейской медицины. Что означает название Су Джок? Су – это кисть, Джок – стопа. Массажные шарики помогают воздействовать на биологически активные точки и активизируют речевые отделы коры головного мозга.
Игры с колючими шариками можно эффективно использовать в сочетании с проведением пальчиковых игр, упражнений по автоматизации звукопроизношения, фонематического восприятия, развития и формирования лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры, развития высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения).
Варианты речевых игр с использованием Су-джока.
- Дифференциация звуков С – Ш (одновременно два шарика катаем вверх - вниз, зажав вертикально ладонями, проговаривая стихотворение):
Мышка сушки насушила. Мышек в гости пригласила.
Мышки сушки кушать стали. Мышки зубки все сломали.
- Формирование фонематического восприятия.
Задания:
- Возьми в руки столько красных шариков, сколько гласных в слове услышишь.
- Возьми столько разных шариков, сколько раз услышишь (например, звук Ш).
- Если данный звук отсутствует в слове, спрячь(зажми) шарик в руке.
- Прокатывание шариком по написанной букве.
- Прокатывание шарика по ладошке, как-бы, прописывая заданную букву.
- Развитие памяти, внимания и пространственной ориентации
«Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»
«Слушай и запоминай, повторяй и выполняй»
«Надень колечко на мизинец правой руки (на безымянный левой руки и т.д.)»
«Возьми «ёжика» в правую руку и спрячь за спину» и т.д.
- Слоговая структура слова.
«Шарик катай- слова по слогам называй»
«Шарик сжимай – словечко по слогам называй»
«Шарик по дорожке прокати, слоги (слово) верно повтори»
- Развитие и формирование лексико-грамматических категорий (взрослый катает ребенку массажер и называет предмет. Ребенок ловит колючий мячик, сжимает его в руке. Затем обратно катит взрослому, называя предмет в нужной грамматической категории: во множественном числе, в ласковой форме или подбирает слово-антоним и т.д.)
Эти занятия несложные и интересные, поэтому ребёнок может выполнять их в любой обстановке. Ребёнок постепенно становится уверенным в себе, самостоятельным, проявляя собственную инициативу. Занимайтесь с ребенком каждый день, и вы станете замечать, что движения у вашего ребенка становятся точными и скоординированными, а речь становится понятней и грамотней.
Учитель-логопед МБДОУ № 322 О.Г.Тихоновцева