Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественной литературе с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Иван-царевич и серый волк»
Цель: продолжать знакомить с волшебными сказками, их образным строем и структурой сюжета.
Задачи:
- обучающие:
- формирование умения с помощью картинок-символов обозначать каждый значимый эпизод сказки и кратко воспроизводить его, используя повторяющиеся образные выражения.
- развивающие:
- создание условий для проигрывания сказочных эпизодов, использования в диалогах характерных для сказок образных выражений;
- развивать чувство языка;
- воспитательные:
-воспитание интереса к русскому народному творчеству.
Образовательная среда
Средства обучения и воспитания:
- Демонстрационный материал: книга с русской народной сказкой «Иван-царевич и серый волк»; магнитная доска на колёсах, фломастеры, картинки с нарисованными символами в форме кружочков и два чистых кружочка; медальоны – сказочные герои: «Иван-царевич», «волк»; карточки с нарисованными схематически человечками для игры «Веселые человечки».
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Планируемые результаты:
- дети познакомятся с новой русской народной, волшебной сказкой, с помощью картинок-символов обозначат значимые эпизоды сказки и кратко перескажут три эпизода из сказки.
Ход образовательной деятельности
Накануне воспитатель читает детям 2 части русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк» (в обр. А. Н. Толстого) до того момента, как серый волк, схватил ворона с воронёнком. До слов: «Ты лети-ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу твоего воронёнка».
1. Мотивационно – побудительный этап.
Воспитатель. Дети, какую сказку мы читали вчера? Вы помните, на чём мы остановились? (Читаю окончание сказки.) «Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец». Понравилась вам сказка?
Знаете ли вы ещё какие-нибудь сказки о Жар-птице, златогривом коне, прекрасной царевне?
2. Основной этап.
Воспитатель. Предлагаю вам восстановить последовательность событий происходивших в сказке, с помощью картинок-символов. Для дальнейшей нашей работы объединитесь парами, и сядьте вместе на стульчики. Пара будет рассказывать эпизод из сказки. Договоритесь, кто из вас будет волком, а кто Иван-царевич. Дети договариваются 2 - 3 минуты.
Воспитатель. Давайте все вместе вспомним, как начиналась сказка, какими словами. «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном».
Что случилось у царя Берендея?
- Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать….
Воспитатель. Какой символ мы можем нарисовать про этот эпизод сказки? (Обсуждается и выбирается символ с детьми, например, изображение яблочка или яблони.) Ребенок выходит к доске и рисует символ.
Воспитатель. «Позвал царь сыновей и говорит им:
- Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, места познавали, не напали бы на Жар-птицу.
Я нарисовала несколько картинок-символов для обозначения значимых эпизодов сказки. Какой символ мы присвоим этому эпизоду? Ребенок подходит и выбирает.
Иван-царевич отправился на поиски Жар-птицы (например, фигурка Ивана-царевича).
Воспитатель. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Давайте поиграем и отдохнем. У меня на карточках схематически нарисованы человечки делающие зарядку. Я буду показывать по очереди карточки, а вы выполнять упражнения.
Проводится игра «Веселые человечки».
Воспитатель. Вспомните дети, как произошла встреча Ивана-царевича и серого волка, и как волк стал помогать ему. Этот эпизод из сказки расскажут… (называю имена детей).
Два ребёнка надевают медальоны со сказочными героями: «Иван-царевич» и «серый волк» и пересказывают эпизод сказки.
Дети переворачивают картинку-символ с фигуркой волка.
Воспитатель. Что произошло дальше? Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости.
Кто расскажет следующий эпизод сказки?
Двое детей выходят, надевают медальоны со сказочными героями и пересказывают вместе с воспитателем следующий эпизод из сказки.
Какой символ нарисуем для этого эпизода сказки? Выходит ребенок и рисует Жар-птицу.
Воспитатель. Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Долго ли, коротко ли, добегают они до той крепости, где стоит конь златогривый.
Какая пара расскажет про этот эпизод из сказки.
Двое детей выходят, надевают медальоны со сказочными героями и пересказывают следующий эпизод из сказки.
Ребята переворачивают картинку-символ с фигуркой коня.
Воспитатель. В третий раз серый волк сам пошел и украл Елену Прекрасную.
Переворачивается картинка-символ (фигурка царевны).
Физкультминутка.
Воспитатель. Удалось ли Ивану-царевичу выполнить поручение отца и добыть Жар-птицу? Променял Иван-царевич Елену Прекрасную и коня златогривого на Жар-птицу с клеткой? Опять ему помог серый волк.
Воспитатель. Помните, как волк оживил Ивана-царевича? Какие волшебные предметы он для этого использовал?
Переворачивается картинка-символ (два маленьких ведёрка).
Воспитатель. Чем закончилась сказка?
Иван-царевич с Еленой Прекрасной вернулись домой. Дети переворачивают последнюю картинку-символ (изображение дворца).
Воспитатель. Какими словами заканчивается сказка?
А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.
Вот так можно схематично изобразить последовательность сказочных событий, а потом самим попробовать сочинить сказку и нарисовать иллюстрации.
В волшебных сказках герои, отправляясь в путешествие, обязательно встречают волшебных помощников, которые подсказывают им, как пройти испытания и помогают их преодолеть.
3. Рефлексивный этап.
Воспитатель. Кто из персонажей этой сказки вам понравился и почему?
Мне тоже понравился волк, и ещё понравилось, как вы сегодня эмоциональнопересказывали эпизоды сказки парами. Вы хорошо запомнили волшебную сказку «Иван-царевич и серый волк» и сможете самостоятельно её рассказать с помощью картинок-символов. На следующем занятии вы самостоятельно будите рисовать символы к другой русской народной сказке.
Воспитатель. Сидун Светлана Николаевна
Литература.
Алиева Т. И. , Васюкова Н. Е. Художественная литература для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989.
Русские народные сказки / худож. Ю. Н. Кравец, Г. Н. Кравец. – М.: АСТ: Астрель, 2007.