Анализ работы музыкального руководителя в ДОУ

за 2014 -2015 образовательный период.

Куприянова Флора Назибовна

Образование: среднее-специальное, категория: высшая, 13 разряд;

пед.стаж – 35 года.

Цели, задачи и содержание учебно-воспитательного процесса определяется основными общеобразовательными программами дошкольного образования.

В нашем детском саду непосредственно-образовательная деятельность ведется   по программе  М.А.Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду».

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Одной из важных направлений образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» является музыкальное воспитание. Основная логика программы продиктована закономерностями становления музыкальности на этапе дошкольного детства.

Наша задача – научить детей воспринимать прекрасное в окружающей жизни и в искусстве. Эстетическое воспитание направлено на формирование эстетического отношения к окружающему, формирование художественных умений в области разных искусств.

Содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

Развитие музыкально-художественной деятельности;

Приобщение к музыкальному искусству.

Обучение идет во всех видах музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

Слушание музыки:

Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественно-эстетического вкуса. Обогащение музыкальных впечатлений (вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера). Знакомство с элементарными понятиями, знакомство с творчеством композиторов.

Пение:

Совершенствование певческого голоса, вокально-слуховой координации.

Развитие практических навыков выразительного исполнения песен. Развитие умения петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Музыкально-ритмические движения:

Развитие навыков танцевальных движений, умения двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.

Игра на детских музыкальных инструментах:

Совершенствование игры на разных музыкальных инструментах соответственно возрастной группе.

Творчество (песенное, игровое, танцевальное):

Развитие творческой активности детей в разных видах музыкальной деятельности, совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера.

В своей работе использую программу  М.А.Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», частично использую технологии программы «Гармония», авторы К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан (по слушанию, развитию движений и творческих способностей).

Чтобы обучение шло успешно, развиваю музыкальные способности детей, учитывая имеющиеся у них задатки, осуществляю индивидуальный подход.

Углубленную работу веду по теме «Развитие театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста, как средство эстетического воспитания детей». Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, а также развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В МБДОУ организован театральный кружок «Искорки».

Задачи:

Развивать у детей творческие способности

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку в процессе проигрывания каждым ребенком роли в сказке. Учить детей самостоятельно определять и воспроизводить характеристики ролей и отдельных эпизодов.

Развивать артистизм у детей.

На всех этапах работы поощрять достижения детей в музыкальной, речевой и двигательной импровизациях.

Формировать сценическую речь (выразительную и дикционно-четкую) и сценическое движение. Учить пользоваться интонациями, выражающие разнообразные эмоциональные состояния   (удивление, восхищение, жалоба, тревога, осуждение и т.д.)

Развивать интерес к театрализованной деятельности.

Воспитывать любовь к театру.

Дети выступают на праздниках в младших группах, показывают им разные постановки кукольного театра, фланелеграфа, театра игрушек, инсценирование сказок.

Дети участвуют в изготовлении декораций, костюмов, им в этом помогают родители. В конце года провела анкетирование родителей «Вы любите театр?»

На праздниках и развлечениях в течение всего года дети участвовали в инсценировках, сценках, запланированных в перспективном план.

У детей появились собственные суждения в подборе тех или иных средств выразительности, первые проявления эстетического вкуса, а главное, возникло желание совместно действовать, самостоятельно творить.

Большую помощь в решении задач оказывают воспитатели и родители.

Важным является конструктивное взаимодействие с семьей:

1.Поместила материал в родительских уголках: «Восприятие прекрасного через музыку», «Музыкальные игрушки дома», «Советы музыкального руководителя», «Музыка – средство физического развития детей»

2.Провела консультации, беседы: «Участие вашего ребенка в утреннике», «Подготовка детей в музыкальную школу», «Музыкальные способности ребенка»

3.Совместная деятельность. Привлечение родителей к участию на празднике, индивидуальная работа над ролями

4.Поручения по изготовлению костюмов и дидактического материала

5.Концерт на родительском собрании

6.Провела Музыкальную игру ко Дню матери «Поле чудес»

7. День открытых дверей.

8.Приглашение родителей на праздники.

9.Участие родителей в выставках.

Для решения задач в области «Художественно – эстетическое развитие» большую роль играет взаимодействие с воспитателями, которые являются главными помощниками:

Проводились беседы, консультации: «Виды музыкальной деятельности», «Музыкальные упражнения», «Украшаем зал к празднику»; индивидуальная работа: совместная работа по изготовлению атрибутов и костюмов, украшение зала, оснащение предметно-пространственной среды музыкального зала.

Результатами своего труда, своими творческими успехами дети непременно хотят поделиться с окружающими. Так воспринимают они наши праздники и досуги – как итог большой творческой работы. Праздник – это не только радость для себя, но и возможность порадовать других, и в первую очередь своих близких, показать свои достижения. К каждому празднику мы готовимся как к маленькому спектаклю: выстраиваем композицию сценария, подбираем высокохудожественные тексты и музыку, готовим декорации и костюмы.

На уровне района:

Сентябрь

Участие в конференции «Закономерности в тенденции развития системы образования: опыт прошлого – взгляд в будущее»

Всероссийский конкурс «Край родной, любимый мой» - I место, медаль

Экологическая акция «Гордый вид и строгий стан – это солнечный тюльпан», посвященный 80-и летию Кировского района

Октябрь

Международный конкурс «Праздник каждый день» - Сертификат

Ноябрь

Городской конкурс «Конспект занятия» «Мой Красноярск» - II место

Декабрь

Городской портал – размещение материала: «Сценарий Новогоднего праздника»

Районный конкурс «Край родной, навек любимый»

Февраль

Выступление на РМО. Доклад  и практический показ «Методические рекомендации в проведении музыкально – дидактических игр»

Март

Общероссийский с международным участием, конкурс «Малышам о Великой Отечественной войне» - Диплом I степени

Апрель

Всероссийский конкурс. Презентация «Музыкальное воспитание и развитие ребенка» -

Диплом III степени

Участие в концерте фестиваля «Кировские звездочки»

Общероссийская, с международным участием, конференция «Главные шаги в жизни ДОУ» - Презентация «Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС» - Диплом I степени

Май

Участие во всероссийском конкурсе «Экологическое воспитание и просвещение»

Диплом III степени (Сценарий праздника «День Земли»)

Предметно-пространственная среда:

Пополнила предметно-пространственную среду.

Приобрели: музыкальный центр, микрофон, разноцветные ленты, цветы  (средняя группа), сшили взрослые костюмы: русские народные сарафаны, две рубахи, штаны, сделала стол для игры «Поле чудес», «карусель»  для танца, султанчики.

На сайте ДОУ поместила материал: «Виды музыкальной деятельности»,

«Праздники», «Организация праздничных утренников в ДОУ», «Песни великого подвига», «Виды музыкальной деятельности».

Мониторинг:

Диагностика музыкальных способностей – необходимый и продуктивный раздел работы музыкального руководителя. На анализе реального поведения ребенка, посредством прямого наблюдения за поведением ребенка я выявляла уровень развития музыкальных способностей у детей. Полученные данные позволяют судить о индивидуальном качественном своеобразии музыкальности ребенка, помогают выявить сильные и слабые ее звенья.

Итоговые результаты по уровням развития музыкальных способностей -

У большинства детей нашего детского сада отмечается высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку. Об этом свидетельствует мимика, выражение глаз, пантомимические реакции детей во время слушания музыки, на занятиях по музыкальному движению, оркестру и других.

Показатели эмоциональной отзывчивости на музыку на конец года:

2 Младшая группа: Средняя группа: Старшая группа «Солнышко»:

высокий уровень – 83%                   высокий уровень – 84%                        высокий уровень –75%

средний уровень – 17%                   средний уровень – 16%                         средний уровень – 25%

Старшая группа «Пчелки»:

высокий уровень – 75%

средний уровень – 25%

Общий показатель  по детскому саду:

высокий уровень – 79%

средний уровень – 21%

Нами были выявлены три основных типа решения музыкально-ритмических задач, соответствующие этапам становления чувства музыкального ритма:

Показатели чувства музыкального ритма этого учебного года:

2 Младшая группа: Средняя группа: Старшая группа «Солнышко»:

высокий уровень – 58%                   высокий уровень – 47%                        высокий уровень – 54%

средний уровень – 42%                   средний уровень – 53%                         средний уровень – 46%

 

Старшая группа «Пчелки»:

высокий уровень – 51%

средний уровень – 49%

 

Общий показатель по детскому саду:

высокий уровень – 53%

средний уровень -  47%

Музыкальный слух – одна из основных сенсорных музыкальных способностей, без достаточного развития которой музыкальная деятельность невозможна вообще. Выявлены шесть этапов становления интонирования голосом. Выявленные этапы становления интонирования служат ориентиром при диагностировании уровня развития у детей звуковысотного слуха.

Показатели развития звуковысотного слуха наших детей:

2Младшая группа: Средняя группа: Старшая группа «Солнышко»:

высокий уровень – 66%                   высокий уровень – 47%                        высокий уровень – 47%

средний уровень – 34%                   средний уровень – 53%                         средний уровень –53%

 

Старшая группа «Пчелки»:

высокий уровень – 56%

средний уровень – 44%

 

Общий показатель по детскому саду:

высокий уровень – 53%

средний уровень – 47%

В целом можно судить, что детям нравиться заниматься разными видами музыкальной деятельности. Они с удовольствием поют песни, танцуют, с радостью играют в музыкальные игры. Дети старших групп с удовольствием показывают свои умения, играя на детских музыкальных инструментах, выступая на праздниках и концертах. Хотелось бы, чтобы дети слушали музыку более внимательно, над этим предстоит работать в следующем учебном году.

Перспективы на будущее:

а) Продолжать развитие предметно-пространственной среды музыкального зала

б) Освоение и применение новых методик в работе. Изучение ФГОС.

в) Оснащение музыкальных уголков в группах

г) Работа в области «Слушание музыки»

д) Развитие творческих способностей

Обучая на образцах прекрасного, мы, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребенка. Эстетическое воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, диктует определенные нормы поведения и взаимоотношений.

 

Взаимодействие с семьей (Куприянова Ф.Н.):

1.Поместила материал в родительских уголках: «Восприятие прекрасного через музыку», «Музыкальные игрушки дома», «Советы музыкального руководителя», «Музыка – средство физического развития детей»

2.Папки – передвижки «Восприятие прекрасного через музыку», «Слушание музыкальных сказок дома», «Стихи о музыке»

3.Провела консультации, беседы: «Участие вашего ребенка в утреннике», «Костюм к празднику», «Музыкальные способности ребенка»

4.Совместная деятельность. Привлечение родителей к участию на празднике, индивидуальная работа над ролями: Снеговик – Спивакова О.А.; Солнышко – Шестакова Т.В.

5.Поручения по изготовлению костюмов и дидактического материала

6.Концерт детей на родительском собрании

7.Провела Музыкальную игру ко Дню матери «Поле чудес»

8.Приглашение родителей на праздники.

9.Участие родителей в выставке «Театр и дети»

10.Размещение материала для родителей на сайте ДОУ: «Виды музыкальной деятельности», «Праздники», «Организация праздничных утренников в ДОУ», «Песни великого подвига», «Виды музыкальной деятельности».

© 2015, Детский сад № 5 г Красноярск