Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.
Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ЛАДОНЬ-КУЛАК-РЕБРО». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь. Займитесь пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
Для развития мелкой моторики полезны:
- различные виды мозаики;
- разнообразные конструкторы (железные и пластмассовые);
- пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры;
- цветные клубочки ниток для перематывания;
- набор веревочек различной толщины для завязывания узлов и плетения «косичек»;
- набок мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»);
- палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров;
- спички с обрезанными головками;
- семена, мелкие орешки, крупа, бисер, разноцветные пуговицы для выкладывания узоров;
- пластилин;
- игры с бумагой (плетение, складывание);
- разнообразный природный материал;
- ручки, фломастеры, карандаши.
Внимание! С мелкими предметами дети должны играть только в присутствии взрослых.