Формы работы с родителями в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами.
Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада.
Поэтому правильно организованный период адаптации ребенка к дошкольному учреждению позволяет устранить данную проблему через:
*преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
* формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу психологическую защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.
Успешной адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ будет в том случае, если заранее будет проведена беседа с родителями будущих воспитанников детского сада; взаимодействие с родительской аудиторией состоится на основе педагогического диалога; семья активно вовлекается в воспитательно - образовательный процесс дошкольного учреждения; будут учтены психические и физические особенности ребёнка , с учётом эмоционального настроения и состояния его здоровья; будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
С целью улучшения адаптации детей к ДОУ мы предлагаем разработанную педагогами нашего детского сада систему работы с родителями.
Прежде чем привести ребенка в детский сад, мы рекомендуем родителям познакомиться с сайтом МБДОУ № 37 «Теремок» - это информационно-образовательный ресурс в совместной деятельности педагогов и родителей. Структура сайта и его содержание позволяют родителям подробно узнать по каким программам работают педагоги, какие условия созданы в развивающей предметно – пространственной среде группы и всего детского сада (насколько они вариативны, доступны, безопасны), какие оздоровительные мероприятия проводятся для детей, как обеспечивается коррекционно - развивающее направление, как организовано их питание, режим дня; на страничках групп можно увидеть достижения детей, фотографии о проводимых мероприятиях и много другой полезной информации.
Адрес сайта: http://www.dou24.ru/mkdou37/
Учитывая специфику нашего детского сада, очень важной формой взаимодействия родителей с медицинскими работниками ДОУ является сбор анамнеза, прогнозирование адаптации, рекомендации.
При поступлении ребёнка с нарушением зрения в детский сад медицинские работники осуществляют наблюдение за ним, собирают у родителей анамнез жизни, развития поведения и особенности ребёнка. Вместе с воспитателем разрабатывают индивидуальный план режима пребывания, питания и оздоровления вновь прибывшего ребёнка.
Для составления прогноза адаптации всю необходимую информацию обычно можно получить из 2-х источников – анкетирование родителей и прямой контакт с ребёнком. Для снижения заболеваемости в группе рекомендуется щадящий режим, осмотр детей специалистами, организация оздоровительных лечебно-профилактических мероприятий, организация светового режима, пропаганда здорового образа жизни, организация закаливания.
Период адаптации - трудное время не только для самого малыша, но и его родителей. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. От того, насколько доверительным будет контакт, во многом зависит качество адаптации ребенка к своей группе.
Наглядная информация в родительских уголках и анкетирование - позволяют доносить важный справочный и информационный материал: ознакомление с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи. Формы работы - педагогические информационные стенды, выставки, папки-передвижки с материалами по различным вопросам семейного воспитания, фотовыставки, презентации, показы детских работ и многое другое.
День открытых дверей - в этот день воспитатели знакомят детей и родителей с группой, проводят игры, направленные на знакомство детей между собой и родителей, игры с участием детей, родителей и воспитателей. У каждой семьи есть хорошая возможность увидеть и понять, в каких условиях будет расти и развиваться их малыш в среде сверстников. Зачастую такие встречи становятся настоящим образовательным событием.
Родительские собрания - организованное ознакомление родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей в детском саду. Тематика их носит определенную направленность: адаптация ребёнка в детском саду; особенности возраста и особенности привыкания детей данной возрастной группы; характер поведения детей при поступлении в дошкольное учреждение и его зависимость от опыта общения ребёнка; роль семьи в период привыкания ребёнка к детскому саду.
Индивидуальная беседа - может проходить по запросу родителя или по инициативе воспитателя. Проводится в утренние и вечерние часы, касается в основном самочувствия ребёнка, его настроения, поведения, его достижений или трудностей, в которых ребенку нужно обязательно помочь.
Родительский клуб – площадка для обмена опытом семейного воспитания. Мастер - классы, квесты, семинары-практикумы, консультации для родителей проводятся для того, чтобы научить родителей, как правильно организовать деятельность детей дома. В зависимости от решаемых задач, проводятся они как со всей группой родителей, так и с небольшой группой родителей, которым необходимо овладеть определёнными педагогическими знаниями и умениями.
Рекомендуемые темы занятий: как знакомить ребёнка с цветом, формой, величиной; упражнения для развития речи; что и как наблюдать в природе; игры со строительным материалом и тому подобное.
По запросу родителей на такие встречи приглашаются все специалисты детского сада, от которых родители хотели бы получить интересующую их консультацию: заведующий, старший воспитатель, педагог – психолог, учитель – логопед, учитель – дефектолог (тифлопедагог), музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, медицинские работники.
Все эти формы направлены на объединение усилий педагогов и родителей, чтобы привыкание ребенка к условиям дошкольного учреждения прошло легко и радостно для ребенка.
Подготовила: старший воспитатель Н.А.Баландина