gosuslugi2

 

Адаптация – это приспособление организма к новым условиям.

Во время адаптации детей к условиям детского сада приходится сложно всем сторонам этого процесса: родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша; персоналу группы, когда им нужно соблюдать режим, уделить внимание всем детям, соблюдать порядок в группе, успокаивать плачущих детей; но труднее всех все-таки детям, происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного.

Каковы изменения, которые создают стрессовую ситуацию для ребенка?

  • Четкий режим дня
  • Отсутствие родителей
  • Другой стиль общения
  • Новые требования к поведению
  • Постоянный контакт со сверстниками
  • Новое помещение

Характер адаптации зависит от нескольких факторов:

  • Возраста (труднее всего переносят дети от 10,11 месяцев до полутора лет)
  • Состояния здоровья и уровня развития ребенка
  • Биологического и социального анамнеза (протекание беременности, осложнения при родах, условия после рождения, подготовка к детскому саду)
  • Индивидуально-типологических особенностей
  • Жизненный опыт малыша

Различают три степени сложности адаптации:

  • Легкая степень (поведение нормализуется в течение 5-10 дней)
  • Средняя (в течение месяца) возможна потеря в весе, признаки психического стресса
  • Тяжелая (длится от 2 до 6 месяцев) ребенок при этом часто болеет, теряет полученные навыки, может наступить психическое истощение.

Проблема адаптации – это проблема родителей, а не персонала группы. Задача родителей – правильно подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Задача воспитателей – помочь родителям легко адаптировать малышей.

Необходимо с первого дня пребывания ребенка в детском саду отрегулировать единую стратегию воспитания навыков опрятности, специально подчеркнув , что от решения этой проблемы зависит и психологический комфорт ребенка в детском коллективе и его здоровье.

Нельзя во время адаптации отучать ребенка от вредных привычек!

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

  • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
  • В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
  • Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  • Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
  • Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
  • Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

  • И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
  • Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
  • У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Рекомендации для родителей:

  1. Если вы решили отдать ребенка в ясли, будьте последовательны и тверды, не позволяйте ребенку манипулировать вами.
  2. Постарайтесь создать в семье спокойную, дружественную атмосферу.
  3. Соблюдать единые с детским садом требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
  4. Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
  5. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми.
  6. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления.
  7. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться не один месяц. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы.
  8. Проанализируйте, так ли переживает малыш, если его в ясли приводит не мама, а другой член семьи. Пусть приводит тот, с кем ребенок чувствует себя комфортней.
  9. Можно взять в группу какой – либо дорогой для ребенка предмет или игрушку.
  10. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
  11. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
  12. Расставаясь по утрам:
  • Скажите ребенку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти
  • Поцелуйте его, как – будто ничего не происходит, и уходите не задерживаясь и не оборачиваясь.

Материал для статьи подготовила педагог-психолог МБДОУ д/с №14 Никитина Елена Васильевна

© CopyRight Официальный сайт МБДОУ №14 г. Зеленогорск, 2012-2024, создание сайта: «Меридиан»