Печать
Просмотров: 4915

Из истории детского сада № 1.

По документам Государственного архива Красноярского края детский сад № 1 г. Красноярска был открыт в 1908-1909 годах.   Сад располагался,  по Крестьянскому переулку, 13 (ныне Сурикова, 17.)

Выписка их архивных материалов начала 20 века (текст передается без изменений): «В начале своей работы, данный детский сад был  из  2-х подготовительных групп и группы дошкольников.  Сад помещался в этом же здании, занимая меньшее количество комнат, так как часть комнат была занята организатором сада (проживала предположительно купчиха Грудинина).  Сад существовал на частные средства. Обслуживал детей интеллигенции. Система воспитания уклона буржуазного характера. Дети рабочих доступа в сад, почти, не имели.

В 1920 г. сад был преобразован, т.е. были уже три группы дошкольников, подготовительные группы ликвидированы. Социальный состав изменился, но все же было большинство детей служащих. Педагогический персонал изменен; на работу были приглашены лица с небольшой дошкольной подготовкой. Сад быстро пошел по новым путям. Не было яркости, уверенности в правильности работы. В 1922 году сад передается в руки спеца - дошкольника и партийца, который ведет работу увереннее, штат подбирается более опытный. Социальный состав детей идет в сторону пролетариата».

Век - много это или мало…  Менялось время, менялись люди, сколько прошло через учреждение: педагогов,  детей, родителей?

Изменилось ли предназначение дошкольного учреждения, содержание работы, направление образования, требования к педагогам, родителям, детям? Чем жил Детский сад век назад, как работал, какие были трудности?

Из инструкции для работников по дошкольному воспитанию начало века, мы узнаем, что все  учреждения дошкольного возраста устраиваются с целью охраны детства, помощи семье трудового населения и  раскрепощения женщин.

Современные дошкольные учреждения также созданы для оказания помощи семье в воспитании и образовании детей раннего и дошкольного возраста.

В этой же инструкции прописаны виды деятельности детей в детском саду:

«… рисование, лепка, вырезывание, разного рода ручной труд, строительство их кубиков, кирпичиков, песка, игры, беседы, пение, музыка, уход за растениями, животными, мытье и поддержание порядка и чистоты в помещениях, словом все хозяйственные работы и заботы по своему учреждению дети несут сами»...  «В занятиях детям дошкольного возраста должна быть представлена свобода выбора, детской инициативе - полный простор, а руководство должно выражаться  только в помощи детям в их свободных занятиях и играх» - не правда ли похоже на современные виды деятельности  и требования к ним.

Читая годовой отчет за 1924 -25 г. завсадом  Зыковой Елизаветы Федоровны, с интересом узнаем,  что   изучалась социально-экономическая среда окружающая детский сад, организация работы в самом учреждении, проводилась работа с родителями, в районе, где находился детский сад, организовывалась работа с детьми, ставились задачи перед учреждением, составлялся производственный план. В содержании работы с детьми большой значение придавалось работе в природе, трудовой деятельности (проращивание семян, работе в огороде, парниках), физическому и художественному воспитанию, обучению детей рассказыванию.  Прослеживается работа детского сада и школы - был план совместной работы. В отчете присутствует глава о роли руководительницы и заключение, т.е. выводы о деятельности.

Не правда ли так похоже на то, что  в наше время делает каждое образовательное учреждение?  Много интересного и даже поучительно можно найти в тех исторических документах обнаруженных в Государственном архиве, в воспоминаниях людей, так или иначе связанных с Детским садом.

(по материалам годового отчета за 1924-25 г. завсадом  Зыковой Елизаветы Федоровны, более подробно история детского сада представлена на страницах музея).

В 2013 году Детскому саду №1 - 105 лет. Старейшее детское дошкольное учреждение Красноярского края. Детский сад работал в годы революций,  испытал на себе голод, эпидемии инфекций, тяжелое время Отечественной войны, послевоенное восстановление,  перестройку. История детского сада тесно связана с историей района, города, страны.

В 1973 году детский сад № 1 переехал в новое типовое здание по адресу  улица Карла Маркса № 21 А.

В настоящее время:

Образовательный компонент направлен на общее развитие способностей  дошкольника с усвоением обязательного минимума дошкольного образования.

Предназначение детского сада:

Миссия дошкольного учреждения:

создать условия каждому ребенку радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, видеть и чувствовать красоту окружающего мира, эмоционально отзываться на происходящее вокруг.

Для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка в дошкольном учреждении действуют кружки:

Большое внимание уделяется моделированию разных видов детской деятельности.

В детском саду много сложившихся традиций:

Детский сад гордится:

В связи со столетием дошкольного учреждения  в детском саду открыт музей  «Мы родом из детства».

Социальные партнеры:

Расширяя образовательное пространство, развивая межведомственное взаимодействие  - детский сад № 1 сотрудничает с  образовательными, культурными  и социальными  институтами:

Педагогический коллектив детского сада № 1 считает, что социальное партнерство - это способ интеграции интересов детей, родителей и педагогов в создании условий повышения качества дошкольного образования,   социализации дошкольников в окружающем мире.