Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:
• Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.
• Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.
• Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.
• Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
• Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.
• В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку.
• Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
• Для предупреждения нервного истощения необходимо делать в середине недели "выходной день" для малыша.
• В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.
• Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.
Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли.
Весь адаптационный период проходит под контролем медико-педагогической службы с участием психолога.
Мероприятия, рекомендуемые для подготовки детей к поступлению в детское учреждение и организации периода адаптации
Мероприятие |
В семье |
В детском саду |
Ведение адаптации |
Поступление детей в соответствии с графиком приема детей.
Укороченное время пребывания в детском саду. Соблюдение рекомендаций по адаптации |
Ведение адаптационных листов.
Ежедневное наблюдение педагога-психолога. |
Режим |
По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду.
|
Соблюдение гибкого режима.
|
Питание |
Сбалансированное и рациональное питание.
Привитие навыков самостоятельности. |
Привитие навыков самостоятельного приема пищи.
При отказе от питания не кормить насильно. |
Гимнастика и массаж |
По возрасту.
Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики. |
Занятия, соответствующие возрасту.
|
Закаливание |
Закаливание по любой методике.
|
Закаливание по щадящей схеме в учреждении.
|
Воспитательное воздействие |
Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя.
|
На период адаптации - игровая деятельность с элементами занятия.
|
Профилактические прививки |
По календарю профилактических прививок, не позднее, чем за месяц до поступления в детский сад.
|
По окончании адаптационного периода.
|
Профилактика фоновых состояний |
По рекомендации врача.
|
По рекомендации врача, педагога-психолога.
|
Диспансеризация |
Прохождение диспансеризации 1 раз в год.
|
Выполнение назначений и рекомендаций врачей-специалистов.
|
Анализы и оформление медицинской карты |
Анализ крови, мочи, кала на яйца глист и кишечную группу.
|
По плану врача.
|
Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад |
|
Уровень адаптации |
Симптоматика адаптации |
Легкая |
Поведение - нормализуется в течение 1 недели.
Аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается. Сон - восстанавливается в течение 2 недель. Адаптация проходит в течение 1 месяца. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми |
Средняя |
Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.
Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев. Сон - восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми. |
Тяжелая |
Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен.
Аппетит - длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно). Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна. Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней. Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет. Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке. |
Нервно-психическое развитие детей третьего года жизни |
|
Линия развития |
Показатели |
2 года 6 месяцев |
|
Сенсорное развитие |
Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
|
Общие движения |
Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см.
|
Игра |
В игре действует взаимосвязано, последовательно выполняет 2-3 действия.
|
Активная речь |
Строит предложения из трех и более слов.
|
Навыки |
Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Самостоятельно использует горшок по напоминанию взрослого. |
3 года |
|
Сенсорное развитие |
Называет четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
|
Общие движения |
Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующимся шагом.
|
Игра |
В игре исполняет роль.
|
Активная речь |
Употребляет сложные предложения.
|
Навыки |
Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
|