Система Orphus

Авторизация

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Высокая адаптивная способность, которая свойственна человеку, не является врожденной, а формируется постепенно, и если основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, социальная адаптация начинается с рождения ребенка и понимается как активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и систем поведения, принятых в обществе.

Адаптация ребенка к детскому саду – процесс двусторонний. С одной стороны, это биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т.д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет ломка привычных форм жизни ребенка, происходит перестройка его отношений с людьми.

Внутри каждой семьи складываются уникальные, неповторимые взаимоотношения, ребенок встроен в данную систему, он комфортно себя чувствует только внутри этой ситуации. Находясь в семье, он усваивает, принятую в ней, последовательность операций при одевании, умывании, укладывании спать и т.д., у него складывается образ действий с предметами ближайшего окружения. Все предметы, с которыми ребенок сталкивается в быту, связаны с удовлетворением его потребностей, с его деятельностью. Предметы, которые ему было необходимо освоить ля жизнедеятельности, требовали внимания и участия к процессу их освоения со стороны близкого взрослого. В сознании ребенка эти предметы быта, любимые игрушки эмоционально связаны с близким взрослым.

Переступая порог детского сада, малыш подчас лишается понятной для него предметной среды – мебель, посуда, умывальник, горшок – все требует построения новой системы движений, приспособления к изменившимся условиям деятельности, к иному режиму. Но самым сложным в этой ситуации является то, что ребенок остается в этот момент без близкого взрослого, что делает среду детского сада для ребенка агрессивной.

Резкая смена условий нередко сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности (речевой, игровой), сказывается на физическом здоровье ребенка. Возможны легкие формы простудных заболеваний, расстройство кишечника, энурез, повышение температуры тела. Для ребенка, не посещавшего детский сад, непривычно все: отсутствие близкого человека, незнакомые взрослые, большое количество детей, новый распорядок дня. Обращение воспитателя к детям также отличается от того, к которому они привыкли дома.

Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции. Это отпугивает многих родителей и наводит их на размышления о целесообразности устройства своего малыша в детский сад. И здесь необходимо помнить, что подобные реакции ребенка в адаптационный период, абсолютно нормальны, с психологической точки зрения.

Адаптационный период протекает по-разному в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детский сад. Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни. Поэтому привыкание происходит бурно и более или менее продолжительно (от 1 недели до 4-6 мес.). Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких либо изменений в привычном поведении (до 2-х недель). Есть и еще одна группа детей, самая малочисленная, - это дети, которые так и не могут привыкнуть к детскому саду. Определение «несадовский ребенок» имеет экспериментально подтвержденный статус в педагогике и психологии.

Адаптация ребенка к детскому саду сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. В среднем адаптация занимает от 2-х до 4-хнедель, хотя судить о действительном окончании адаптационного периода в большинстве случаев мы можем после 4-6 месяцев, а у некоторых детей после года пребывания в саду. Особенно это относится к детям 2-3 лет, поскольку частые заболевания в этом возрасте замедляют их окончательное привыкание детскому саду. Каждый новый выход ребенка (2 - 3-х лет) после болезни в детский сад, воспринимается им в психологическом плане, как первый день в детском саду. Поэтому необходимо стабильное посещение садика, даже с легкими формами простудных заболеваний. Адаптационный период также удлиняется по мере взросления детей.

С целью предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный уклад жизни ребенка. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку и быть вместе с ним. На прогулке легче ориентироваться в окружающем, легче познакомиться с воспитателем и с детьми, так как условия здесь напоминают условия домашнего двора. Следующую неделю лучше оставлять ребенка до обеда. Родители вместе с ребенком могут рассмотреть группу, поиграть с игрушками, пообедать. Это создаст у ребенка ощущение безопасности. Затем следует забирать его после обеденного сна. Если ребенок в течение первых двух недель будет чувствовать себя хорошо, только потом оставлять его на целый день.

В привыкании к новым условиям важную роль играет интимизация предметов, возможность принести с собой свои игрушки. Это тоже создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт. Любимая игрушка поможет отвлечься от расставания, завладеет вниманием ребенка

www.youtube.com

ВФСК ГТО

ГТО

© CopyRight МБДОУ Детский сад № 249 г. Красноярск 2012-2024, Создание сайта: «Меридиан»