Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают стимулирующее влияние на них функции руки. И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию.
Ученые сделали вывод, что тренировка мелкой моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. И это необходимо использовать в играх с детьми.
Игры, в которые можно поиграть с ребенком:
- Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий — шершавый»; «Найди такой же на ощупь»; «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это).
- Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Хоровод зверей», «Сушим одежду» (ребенок находит картинку с изображением названного предмета и нанизывает ее на шнурок; в картинке для этого сделано отверстие).
- Игры с пластилином.
- Игры с бумагой: «Снежинки» (1-й вариант — нарвать бумагу на мелкие
кусочки; 2-й вариант — скатать шарики из бумаги); «Складывание из бумаги». - Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик...», «Расскажи стихи руками».
- Игры на выкладывание: «Составление целого из частей» — разрезные картинки (2—4 части), кубики, мозаика.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
- Игровые задания должны постепенно усложняться.
- Начинать игру можно только тогда, когда ребенок хочет играть.
- Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всем должна быть мера!).
- Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребенок
неважно себя чувствует. - Недопустимо переутомление ребенка в игре.
Играй с детьми! В игре они развиваются!