«Я не жадина!»,
Как помочь ребенку научиться делиться
В каждой семье, где растет малыш 2-3 лет, бывают подобные ситуации:
Ребенок не желает отдавать свою игрушку (велосипед, машинку). другому, при этом сам с удовольствием берет у него ведерко (куклу, лопатку). И уговоры мамы: «Дай мальчику велосипед посмотреть, ведь он тебе дал машинку», — часто оказываются напрасны.
Дети не могут поделить красный совочек, тянут его каждый в свою сторону, при этом не замечая разбросанные вокруг синие и желтые лопатки и грабельки,. обычно первые и самые частые жалобы на проявление жадности возникают у родителей 2-3-летних детей. В подобной ситуации взрослому стыдно, он оправдывается, уговаривает, упрекает, а то и наказывает своего ребенка за жадность. А действительно ли карапуз 2-4 лет — жадина?
Особенности психики малыша:
Малыш эгоцентричен, до 6-7 лет - это возрастная норма.
Ребенку в возрасте 2 лет отдать неизвестному мальчику в песочнице любимую машинку — все равно, что отдать часть себя (свою руку, ногу).
♦ Настойчивые призывы 'мамы отдать игрушку малышу непонятны — может быть, она того ребенка любит больше?
♦ Малыш обижен, встревожен, сердится, понимает, что он — плохой, но уже не может остановиться.
♦ Ребенок еще не научился конструктивным методам разрешения конфликтных ситуаций, это придет с возрастом, с помощью взрослых.
Жадность не является врожденным, природным качеством, она возникает вследствие неверного поведения окружающих ребенка взрослых.
Как поступить взрослому, чтобы не произошел конфликт? Как помочь разрешить конфликт?
Если другой малыш хочет взять у Вашего ребенка игрушку, а тот сопротивляется:
♦ Заговорите с подошедшим ребенком, постарайтесь переключить его внимание на что-то нейтральное: «Ой, какое у тебя платье красивое...».
♦ Предложите поменяться игрушками или дайте другую, не такую «дорогую сердцу» игрушку (лучше всегда брать несколько таких игрушек с собой).
♦ Вовлеките детей в совместную деятельность: «Посмотрите, какую башенку из камешков я строю, подавайте мне камешки, вместе у нас получится большая красивая башня...» и т. д.
После того как неловкая ситуация преодолена (Ваш малыш не устроил истерику, а может, даже согласился дать подержать игрушку), обязательно отметьте его правильное поведение, скажите, как Вам было приятно видеть, что он делится с другими (просит разрешения взять чужую игрушку). Не забывайте хвалить малыша за проявленную им доброту и щедрость.
Если конфликт уже произошел:
Не кричите на ребенка, не шлепайте, в возбужденном состоянии малыш не воспринимает объяснения.
Если дети дерутся или плачут, надо проявить терпение и мудрость, развести их в разные стороны, можно попробовать отвлечь припрятанной и внезапно появившейся игрушкой.
Спокойно скажите, что пора идти домой (в магазин и т. д.), после чего берите в охапку свое чадо с его сокровищами и не спеша покидайте «поле боя».
После того как малыш успокоился, можно обсудить ситуацию, здесь также будет уместна сказка или история по теме. Обязательно дома читаете сказки, рассказы, истории на тему, как плохо - жадничать, и хорошо - делиться.
Не берите на улицу дорогие игрушки, их потеря или поломка расстроит Вас и ребенка.
Оставьте дома любимые и новые игрушки; только насладившись «собственностью», малыш сможет поделиться ею с другими.
Поможем ребенку научиться делиться
Добрым и щедрым может быть человек, у которого есть чувство собственности. Он отдает не потому, что так надо, а потому, что хочет доставить радость другому и сам порадоваться вместе с ним. Можно вымуштровать своero ребенка так, что он будет отдавать, потому что должен, однако в этом случае малыш будет чувствовать неудовлетворенность, противоречие между своими эмоциями и действием.
Очень важен пример близких людей — мамы, папы, бабушки, старшей сестры. Если в семье принято дарить подарки друзьям, помогать родственникам, оказывать безвозмездные услуги (помощь старой бабушке-соседке), благотворительность (даже такая малая, как милостыни на улице) — ребенок будет уверен, что такое поведение не подвиг, а обычное дело.
Поговорите с ребенком, что из игрушек, вещей он может отдать, подарить соседскому ребенку, бедной семье и т. д. Спросите, почему именно эту вещь он выбрал? Если Вы видите, что малышу действительно не жаль расстаться с игрушкой, он не сомневается в своем выборе, наступает время самого дарения. Важно, чтобы человек, которому отдали вещь, был искренне благодарен и сказал добрые слова дарителю (если это ребенок, взрослые должны помочь).
Уже в 2 года малыш должен дарить близким подарки, сделанные своими руками. Здесь несколько положительных моментов: ребенок творит, старается сделать подарок конкретному, человеку, он получает удовольствие от того, что другие высоко оценили его произведение, открытку и т. д, (естественно, пока с активной помощью взрослого).
Привлекайте ребенка к выбору подарков и процессу вручения. Важно, чтобы подарок не оказался для вашего ребенка тем, что ему очень хочется иметь. Пусть ребенок участвует в поздравлениях, услышит слова благодарности от получателя. Желательно, чтобы у ребенка был широкий круг общения, в дом часто приходили гости, он сам ходил в гости.
Обыгрывайте различные ситуации: день рождения мишки (приходят в дом с подарками, он их встречает, угощает, развлекает и т.д.), кукла не хочет делиться и т.д.. В процессе игры подсказывайте ребенку адекватные способы разрешения конфликтных ситуаций.
Успехов Вам в развитии ваших детей!