С 2010 года Минобрнауки России установило федеральные государственные требования к структуре образовательной программы в детском саду и требования условиям ее реализации. Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития ребенка, для его успешного обучения в школе – где бы он ни проживал в нашей огромной стране.
Каждому ребенку должны быть обеспечены равные стартовые возможности для обучения в школе, независимо от того, посещает он детский сад в Красноярске, Москве или Ачинске. Для этого необходимо стандартизировать содержание дошкольного образования (договориться об обязательном образовательном содержании), в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.
Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа конкретного детского сада, чему и как учить ребенка, как его развивать, что бы он достиг оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей.
Что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ?
Прежде всего, предполагается изменение подходов к организации образовательного процесса: не через систему занятий, а через другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Особая роль отводится игровой деятельности.
Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Таким образом, игра – самая важная деятельность, через которую можно решать все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
Конечно же, с нововведениями возникают и вопросы, особенно для родителей. Что считать результатом освоения программы (чему научили в детском саду)? Качества личности, такие, как любознательность, эмоциональная отзывчивость, общительность? Или умение читать и считать?