В конце 2018 года был утверждён национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации. Две главные цели заявленного нацпроекта:
1) Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
2) Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено, что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников ОО будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределённости, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
- улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования (далее – образовательные организации) в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
- создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
- создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества:
- Измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и других сферах.
- Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства;
- Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий;
- Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников региональных предприятий и организаций, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций;
- Привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ субъекта Российской Федерации и конкретных образовательных организаций благодаря формированию устойчивых связей между образовательными организациями и бизнесом, потенциальному формированию эндаумента и сообщества благодарных выпускников.
Документы
Федеральный уровень:
- Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 25.12.2019 № Р-145 Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
- Письмо Министерства просвещения РФ от 23.01.2020 № МР-42/02 “О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
(https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-23.01.2020-N-MR-42_02/ )
Региональный уровень:
Муниципальный уровень:
- Приказ Главного управления образования № 253-гуо от 23.05.2022г. “Об утверждении муниципальной дорожной карты по внедрению и реализации региональной целевой модели наставничества педагогических работников в образовательных организациях на территории города Красноярска на период 2022-2024 год
- Муниципальная дорожная карта по реализации модели наставничество
Документы, регламентирующие наставничество в ДОУ
- Приказ №54.1 от 31.08.2023г. О назначении куратора и наставников
- Приказ №54.2 от 31.08.2023г. Об утверждении программы наставничества, плана
- План мероприятий (дорожная карта) на 2023-2024 гг
- Показатели к мониторингу реализации целевой модели наставничества
- Аналитическая справка по итогам внутреннего мониторинга реализации программы 2022-2023
- Приказ об утверждении положения о наставничестве
- Приказ о назначени куратора и наставников внедрения целевой модели наставничества
- Приказ об утверждении программы наставничества, плана реализаци целевой модели наставничества и начале реализации проекта
- План мероприятий (дорожная карта) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в МБДОУ 310
- Положение о систтеме наставничества педагогических работников МБДОУ 310
- Программа целевой модели наставничества МБДОУ № 310
Информационное обеспечение
(https://kimc.ms/pedagogam/shkola-molodogo-pedagoga/nastavnichestvo.php)
https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-23.01.2020-N-MR-42_02/
Мероприятия по наставничеству
Экспериментирование,как метод экологического воспитания дошкольников апрель
Почвы Красноярского края Сад 310