ПРОЕКТ  «Я живу в России. Я – частица Красноярска»

Авторы проекта: Гришина С.В., Колоколова И.В.

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»

К. Паустовский  

Актуальность темы

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...» Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Чувство патриотизма не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от его родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально - культурным традициям. Тема патриотизма  на сегодняшний день – острая  и важная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его только надо взрастить и усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011- 2015 гг.»,  утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795, определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны заложить фундамент и строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее». От того, что дети видят, слышат, что они читают, что их окружает, во многом зависит морально - нравственный климат в обществе в целом. Поэтому на современном этапе развития общества, патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. В основу патриотического воспитания в детском саду должна быть положена любовь к своему родному краю, к своей Малой Родине. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка мира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.

Цель проекта – воспитание у детей гражданских и патриотических чувств посредством создания условий для формирования нравственных ценностей.

Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России

Задачи проекта:

  • Сформировать знания о Родине и родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, выдающимися людьми, достижениями.
  • Познакомить детей с государственной символикой России и родного города
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к Родине и родному краю и его истории.
  • Приобщать к культуре и традициям русского народа.
  • Способствовать развитию интереса к народным обычаям, традициям, промыслам, к народной культуре.
  • Воспитывать нравственные чувства: уважение, гордость, ответственность, патриотизм.
  • Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада
  • Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим
  • Расширять предметно-развивающую среду
  • Воспитывать интерес к чтению художественной литературы
  • Воспитывать активную жизненную позицию
  • Расширять словарный запас

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, специалисты ДОУ, родители, социальные партнеры.

Вид проекта: групповой, информационный, практико – ориентированный, долгосрочный

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)

Ожидаемые  результаты:

  • Пробуждение познавательного интереса к Родине и родному краю у детей и родителей.
  • Сформировано чувства национального достоинства и ответственности.
  • Сформирован устойчивый интерес у детей к изучению прошлого своей страны, города, района.
  • Сформирована активная позиция родителей к осуществлению нравственно – патриотического воспитания детей.

Основные формы и методы реализации проекта:

  • Непосредственно организованная деятельность с детьми;
  • дидактические и сюжетно – ролевые игры;
  • познавательные игры, викторины;
  • мультимедийные презентации;
  • анкетирование;
  • познавательные рассказы педагогов, родителей, детей ВОВ, бабушек, дедушек;
  • совместные семейные праздники, развлечения;
  • работа с моделями и схемами;
  • самостоятельная, творческая, продуктивная деятельность детей;
  • чтение познавательной и художественной литературы;
  • беседы;
  • совместная и самостоятельная работа с иллюстрациями и фотоматериалом;
  • участие в городских конкурсах;
  • привлечение соц.партнеров: детей ВОВ, общество «Боевое братство»,  Российский совет ветеранов Афганистана, служащих внутренних войск : МЧС,  кинологи с собаками.

Реализация проекта

1 этап – организационно – подготовительный.

  • подбор и анализ методической литературы;
  • обработка периодической печати;
  • организация предметно-пространственной среды: создание мини-музея «Русская изба», уголка по патриотическому воспитанию;
  • установление контакта с соц.партнерами;
  • составление перспективного плана;
  • подбор и разработка необходимых материалов (бесед, анкет, конкурсов, викторин, художественной и познавательной литературы, мультимедийных презентаций и т. Д.)
  • подготовительная работа с родителями (опросники, помощь в пополнении предметно – развивающей среды по теме: фотоальбомы, открытки и т.п.)

2 этап – основной.

Перспективный план непосредственно – организованной деятельности

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

СТАРШАЯ ГРУППА

 

СЕНТЯБРЬ

«Страна Вежливости»

 

ОКТЯБРЬ

«Уважай отца и мать, будет в жизни благодать»

 

НОЯБРЬ

«Доброе дело делай смело»

 

ДЕКАБРЬ

«Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем»

 

ЯНВАРЬ

«Россия – наша Родина.

Мы – россияне»

 

ФЕВРАЛЬ

«Государственные символы России»

 

МАРТ

«Народный быт и фольклор России»

 

АПРЕЛЬ

«Растительный и животный мир России»

 

МАЙ

«Могучая река Енисей»


Перспективный план проводимых мероприятий

Художественное творчество

Дидактические и сюжетно – ролевые игры

Выставки, конкурсы, вернисажи

Развлечения, праздники, досуги

Рисование: «Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Флаг России», «Кремль Москвы»,  «Герб Красноярска», «Вечерний город», «Течет река Енисей», «Русский национальный костюм», «Русская матрешка», «Космический корабль летит к звездам», «Театр им. Ф.Волкова», «Люблю березу русскую», «Сосновый бор», народная роспись – гжель, хохлома, дымка, «Праздничный салют»

Лепка: «Овощи с нашего огорода», «Листья желтые над городом кружатся…», «Яблоня в саду», «Животные нашего леса»

Аппликация: «Ковер из осенних листьев», «Открытка для мамы(папы)», «День победы», «Русский сарафан», «Флаг России», «Корабли на рейде»

Дидактические игры:

 «Кто старше», «Дом, улица, город», «Что из чего», «Угадай народную роспись», «Найди отличия», «Кому что нужно для работы», «Назови войска», «Узнай по описанию», «Я начну, а ты продолжи», «Разрезные картинки: наш год», «Я знаю 5…», «Деревья и кустарники», «Народные костюмы»

Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дочки – матери», «Космонавты», «Пограничники», «Мы моряки», «Военный парад», «Путешествие моей семьи»,

 «Дары осени», «Герб нашей семьи», мини - музей старинных вещей,  «Кукла моей бабушки»

«Что означает моё имя», «Семейный фотоальбом»,  «Где я был в России», «Достопримечательности Красноярска», фотовыставка ,«Моя мама на работе», «Рисую вместе с папой», «План нашего микрорайона»,  «Мой дом – моя крепость»

«День знаний»,

« История возникновения Красного Яра»

(соц.партнеры – казаки)

«ПДД» с соц. Партнерами.

«23 февраля» (РСВА);

«Животные на защите родины» ( с привлечением кинологов с собаками);

«Масленица», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Русская ярмарка», «День Победы» (вс привлечением ветеранов ВОВ и боевого братства)

 

Мультимедийные презентации:

  • «Русская изба»;
  • «Россия – моя Родина»;
  • «Родной, любимый Красноярск»;
  • «Предприятия родного города»;
  • «Армия России»;
  • «Золотое кольцо России»;
  • «Мой родной Красноярский край».

Альбомы:

  • «Государственная символика России и Красноярска»;
  • «Природа родного края»;
  • «Города России»;
  • Красноярск- прошлое и настоящее»;
  • «Красноярск спортивный»;
  • «Заповедники России».

3 этап – заключительный.

Подведение итогов.

Список используемой литературы:

  1. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  2. Данилина, Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации программы Патриотическое воспитание граждан Российской федерации. – М: Аркти, 2003.
  3. Дыбина, О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада: методическое пособие. – М: Мозаика-Синтез, 2010.
  4. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Подготовительная  группа: методическое пособие– М: Издательство Скрипторий, 2010.
  5. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей /авт. сост. Ю.Е.Антонов, Л.В. Левина и др. – М.:АРКТИ, 2003.
  6. Козлова,  А. В. Работа с семьёй: методическое пособие. – М: Сфера, 2004.
  7. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие – М: ТЦ Сфера, 2007.
  8. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается родина: методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2003.
  9. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. 
  10. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова - М: АЙРИС-пресс, 2008.
  11. Оверчук Т.И. Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Фотогалерея

© 2016, Детский сад № 322 г Красноярск