Сценарный план непосредственной  образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий  с детьми подготовительной группы по лексической теме «Транспорт»

Учитель-логопед: Тихоновцева ОГ.

МБДОУ №322 

Цель: Создание развивающе-образовательной среды для формирования лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт».

Коррекционно-образовательные задачи: Уточнение и расширение  представлений о разных видах транспорта (водного, наземного, воздушного, железнодорожного); его назначении и местах передвижения; о составных частях, из которых состоит данный транспорт; кто им управляет. Формирование навыка в образовании и практического употребления приставочных глаголов. Совершенствовать навыки согласования разных частей речи, образования существительных и глаголов во множественном числе.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие навыков речевого общения, связной речи, памяти, зрительного восприятия и речеслухового внимания, мышления, общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, активности.

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей (групповое занятие).

- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.

- предметно-практическая: зашифрованное слово АВТОБУС с помощью цифр, предметные картинки разных видов транспорта, деревянные колесики для пальчиков, сюжетные картинки «Путешествие на машине», контурные изображения картинок транспорта и игрушек, большая машина грузовик, игрушка Незнайка, шляпа, мольберт, разрезные сюжетные картинки движения транспорта, схемы предлогов.

Планируемые результаты: У детей закрепятся представления о транспорте, видах транспорта; его назначении и местах передвижения; о составных частях, из которых состоит данный транспорт; кто им управляет. У детей сформируются навыки в образовании и практического употребления приставочных глаголов, усовершенствуются навыки согласования разных частей речи и образования существительных и глаголов во множественном числе.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности

 

Совместная деятельность педагога с детьми

Мотивационно-побудительный

1. - Ребята, Незнайка приглашает нас к себе в гости. Он живет далеко,

поэтому мы с вами поедем. А на чем, вы отгадайте. Прочитать слово вам

помогут порядковый счет чисел (педагог показывает на картоне

неправильное расположение букв в слове автобус).

- Верно, это автобус. Но чтобы дойти до автобуса, будем проговаривать

 слова об автобусе и шагать на каждый слог:

Что за чудо – длинный дом? Пассажиров много в нем.

Основной

2. Ведение в тему.

Чтобы занять места в автобусе, что надо купить? Любой транспорт

называй – билетик получай, место занимай.

 

- Ребята, пока мы едем, вспомните, для чего нужен транспорт?

- Какие виды транспорта вы знаете? Где может передвигаться транспорт?

 

3. - Ребята, наш автобус остановился. Кто преградил нам путь? (грузовик).

А в кузове лежат картинки транспорта. Чтобы поехать дальше, мы

разгрузим грузовик и найдем каждой картинке свое место на доске. Нам помогут обозначения на доске (в верхних и нижних углах доски

расположены символичные изображения облака, моря, автомобильной

 дороги и железнодорожного полотна).

 Игра «Скажи какой».

- Самолет передвигается по воздуху? (этот транспорт называется

 воздушный).

- Если транспорт передвигается по воде…, на земле…, по железной

дороге…?

 

4. - Ребята, путь свободен, едем дальше.

- Повернем налево (наклон налево). Что вы видите по левой стороне?

Это море.

Что плывет по морю? Кто управляет этим транспортом? (капитан)

 - Едем дальше, повернем направо (наклон направо).  Что вы видите по

правой стороне? Это железная дорога, что едет по железной дороге? Кто управляет

поездом? (машинист) А какой еще транспорт передвигается по железной дороге?  Кто управляет трамваем? (водитель трамвая, вагоновожатый)

- Едем дальше. Повернем налево (наклон налево). Что вы видите по левой

стороне? Это аэропорт, самолеты, вертолеты. Кто управляет самолетами, вертолетами?

- Едем дальше, повернем направо (наклон направо).  Что вы видите по

 правой стороне? По дорогам едут автобусы, мотоциклы, велосипеды, троллейбусы

А теперь мы тормозим (наклон вперед). Остановка. Почему мы останови-

лись? На пути светофор, красный свет, дороги нет.

-Пока горит нам красный свет, разомнемся.

5. Физминутка  «Грузовик». Дети располагаются вокруг автобуса.

 

Грузовик песок везет (дети идут по кругу, изображая, что крутят руль)

Удивляется народ: (останавливаются , поворачиваются лицом в круг,

разводят руками, делают удивленное лицо)

«Вот так чудо-чудеса, (два раза наклоняют голову влево, вправо)

В нем песок под небеса» (поднимаются на носочках, поднимают руки вверх).

 

6. - А вот и зеленый загорелся. Занимайте места. Поехали (наклон назад).

 - Посмотрите, а кто это нас встречает? (на ковре около грузовой машины сидит Незнайка)

- Незнайка многого не знает, расскажем ему о машине.

Рассматривание машины, называние составных частей.

(У машины есть кабина, кузов, колеса, дверки, фары, руль, капот и т.д.)

 - Ребята, Незнайка не знает, что может делать транспорт. Расскажем ему.

Кто слово-действие назовет, из кузова колечко возьмет и на пальчик оденет.

 

7. П/Г: «Машина»

У больших машин большие шины.

Большие шины у больших машин (дети, начиная с большого пальца,

перемещают колечко поочередно на следующий палец на каждое слово скороговорки).

 

8. - Незнайка очень любит играть. Поиграем в игру «Один-много».

По кругу детям надевается на голову Незнайкина шляпа. Педагог называет слова

 о транспорте в ед.числе, дети называют во множ.числе  (автобус едет – 

автобусы едут).

 

9.- У незнайки есть друзья. Они недавно были в путешествии, даже

прислали свои фотографии. Незнайка хотел бы о путешествии рассказать,

а как не знает. Поможем ему. Я начну, а вы продолжайте.

 - Машина по лесу ехала. К мосту подъехала. Реку по мосту переехала.

С мостика съехала.- Дальше по дороге поехала. Озеро объехала.

К дому приехала.

 

10. – А Незнайка тоже путешествовал.  Но его фотографии кто-то

 разрезал. А он так хотел вам рассказать,  как он ездил на своем

автомобиле. Поможем ему собрать разрезные картинки.

Игра «Собери картинку».

- Что происходит на картинке? Незнайка отвечает  неверно.

Дети исправляют Незнайку, отвечая верно, используя

приставочные глаголы.

 

11.- Ребята, Незнайке пора заниматься уроками, но он расстроен, что

не может сделать одного задания. Ему нужно составить предложение по картинке,

используя в своем предложении маленькие слова помощники. Их схемы прикреплены на картинке. Поможем Незнайке?

(детям предлагаются картинки транспорта со схемами предлогов 

в, над, к, из).

 

12. - Ну, а теперь пора в детский сад возвращаться.

Попрощаемся с Незнайкой. Занимайте места в автобусе. 

 

Рефлексивный

13.- Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии, Что запомнилось?

О чем расскажем нашим друзьям?

14. – За то, что вы были сегодня активными, дружными, отвечали

правильно, помогали  Незнайке, для вас приготовлены

сладкие сюрпризы.

 

 

 

Фотогалерея

© 2016, Детский сад № 322 г Красноярск