Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной группы по лексической теме «Транспорт»
Учитель-логопед: Тихоновцева ОГ.
МБДОУ №322
Цель: Создание развивающе-образовательной среды для формирования лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт».
Коррекционно-образовательные задачи: Уточнение и расширение представлений о разных видах транспорта (водного, наземного, воздушного, железнодорожного); его назначении и местах передвижения; о составных частях, из которых состоит данный транспорт; кто им управляет. Формирование навыка в образовании и практического употребления приставочных глаголов. Совершенствовать навыки согласования разных частей речи, образования существительных и глаголов во множественном числе.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие навыков речевого общения, связной речи, памяти, зрительного восприятия и речеслухового внимания, мышления, общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, активности.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей (групповое занятие).
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
- предметно-практическая: зашифрованное слово АВТОБУС с помощью цифр, предметные картинки разных видов транспорта, деревянные колесики для пальчиков, сюжетные картинки «Путешествие на машине», контурные изображения картинок транспорта и игрушек, большая машина грузовик, игрушка Незнайка, шляпа, мольберт, разрезные сюжетные картинки движения транспорта, схемы предлогов.
Планируемые результаты: У детей закрепятся представления о транспорте, видах транспорта; его назначении и местах передвижения; о составных частях, из которых состоит данный транспорт; кто им управляет. У детей сформируются навыки в образовании и практического употребления приставочных глаголов, усовершенствуются навыки согласования разных частей речи и образования существительных и глаголов во множественном числе.
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности |
|
Совместная деятельность педагога с детьми |
|
Мотивационно-побудительный |
1. - Ребята, Незнайка приглашает нас к себе в гости. Он живет далеко, поэтому мы с вами поедем. А на чем, вы отгадайте. Прочитать слово вам помогут порядковый счет чисел (педагог показывает на картоне неправильное расположение букв в слове автобус). - Верно, это автобус. Но чтобы дойти до автобуса, будем проговаривать слова об автобусе и шагать на каждый слог: Что за чудо – длинный дом? Пассажиров много в нем. |
Основной |
2. Ведение в тему. Чтобы занять места в автобусе, что надо купить? Любой транспорт называй – билетик получай, место занимай.
- Ребята, пока мы едем, вспомните, для чего нужен транспорт? - Какие виды транспорта вы знаете? Где может передвигаться транспорт?
3. - Ребята, наш автобус остановился. Кто преградил нам путь? (грузовик). А в кузове лежат картинки транспорта. Чтобы поехать дальше, мы разгрузим грузовик и найдем каждой картинке свое место на доске. Нам помогут обозначения на доске (в верхних и нижних углах доски расположены символичные изображения облака, моря, автомобильной дороги и железнодорожного полотна). Игра «Скажи какой». - Самолет передвигается по воздуху? (этот транспорт называется воздушный). - Если транспорт передвигается по воде…, на земле…, по железной дороге…?
4. - Ребята, путь свободен, едем дальше. - Повернем налево (наклон налево). Что вы видите по левой стороне? Это море. Что плывет по морю? Кто управляет этим транспортом? (капитан) - Едем дальше, повернем направо (наклон направо). Что вы видите по правой стороне? Это железная дорога, что едет по железной дороге? Кто управляет поездом? (машинист) А какой еще транспорт передвигается по железной дороге? Кто управляет трамваем? (водитель трамвая, вагоновожатый) - Едем дальше. Повернем налево (наклон налево). Что вы видите по левой стороне? Это аэропорт, самолеты, вертолеты. Кто управляет самолетами, вертолетами? - Едем дальше, повернем направо (наклон направо). Что вы видите по правой стороне? По дорогам едут автобусы, мотоциклы, велосипеды, троллейбусы А теперь мы тормозим (наклон вперед). Остановка. Почему мы останови- лись? На пути светофор, красный свет, дороги нет. -Пока горит нам красный свет, разомнемся. 5. Физминутка «Грузовик». Дети располагаются вокруг автобуса.
Грузовик песок везет (дети идут по кругу, изображая, что крутят руль) Удивляется народ: (останавливаются , поворачиваются лицом в круг, разводят руками, делают удивленное лицо) «Вот так чудо-чудеса, (два раза наклоняют голову влево, вправо) В нем песок под небеса» (поднимаются на носочках, поднимают руки вверх).
6. - А вот и зеленый загорелся. Занимайте места. Поехали (наклон назад). - Посмотрите, а кто это нас встречает? (на ковре около грузовой машины сидит Незнайка) - Незнайка многого не знает, расскажем ему о машине. Рассматривание машины, называние составных частей. (У машины есть кабина, кузов, колеса, дверки, фары, руль, капот и т.д.) - Ребята, Незнайка не знает, что может делать транспорт. Расскажем ему. Кто слово-действие назовет, из кузова колечко возьмет и на пальчик оденет.
7. П/Г: «Машина» У больших машин большие шины. Большие шины у больших машин (дети, начиная с большого пальца, перемещают колечко поочередно на следующий палец на каждое слово скороговорки).
8. - Незнайка очень любит играть. Поиграем в игру «Один-много». По кругу детям надевается на голову Незнайкина шляпа. Педагог называет слова о транспорте в ед.числе, дети называют во множ.числе (автобус едет – автобусы едут).
9.- У незнайки есть друзья. Они недавно были в путешествии, даже прислали свои фотографии. Незнайка хотел бы о путешествии рассказать, а как не знает. Поможем ему. Я начну, а вы продолжайте. - Машина по лесу ехала. К мосту подъехала. Реку по мосту переехала. С мостика съехала.- Дальше по дороге поехала. Озеро объехала. К дому приехала.
10. – А Незнайка тоже путешествовал. Но его фотографии кто-то разрезал. А он так хотел вам рассказать, как он ездил на своем автомобиле. Поможем ему собрать разрезные картинки. Игра «Собери картинку». - Что происходит на картинке? Незнайка отвечает неверно. Дети исправляют Незнайку, отвечая верно, используя приставочные глаголы.
11.- Ребята, Незнайке пора заниматься уроками, но он расстроен, что не может сделать одного задания. Ему нужно составить предложение по картинке, используя в своем предложении маленькие слова помощники. Их схемы прикреплены на картинке. Поможем Незнайке? (детям предлагаются картинки транспорта со схемами предлогов в, над, к, из).
12. - Ну, а теперь пора в детский сад возвращаться. Попрощаемся с Незнайкой. Занимайте места в автобусе.
|
Рефлексивный |
13.- Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии, Что запомнилось? О чем расскажем нашим друзьям? 14. – За то, что вы были сегодня активными, дружными, отвечали правильно, помогали Незнайке, для вас приготовлены сладкие сюрпризы.
|