Эффективности использования театрализованной деятельности в коррекции эмоционально-личностной, речевой, коммуникативной сферы у детей с ОНР.

    Сказки, фольклор, мини-культурные формы российского этнического богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Усваивая свою роль в сказке, в песенке или в другой форме произведения, попадая в конкретную этническую среду, ребенок с ОНР проявляет активность, заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности. Театрализация коррекционно-образовательного процесса привлекательна тем, что вносит в будни детей атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, даёт возможность детям психологически подготовиться к публичным выступлениям, поскольку дети с речевой патологией как правило не имеют опыта участия в выступлениях. Поэтому мы обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка с ОНР, для воспитания у него активности, уверенности в своих силах и включили в содержание логопедических игр-занятий в группах компенсирующей направленности театрализованные игры с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Это способствует развитию диалогической и монологической речи, совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности речи.   Коммуникативные действия в театральной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста — игровую. Самое значительное влияние на развитие ребенка оказывает игра – в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль — та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением, может открыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

   В нашем ДОУ педагоги используют следующие виды театрально-игровой деятельности: музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов; художественно-речевую деятельность - разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха; театрально-игровую деятельность - игры-драматизации, кукольный театр, музыкотерапия, сказкотерапия, творческие игры.

   Цель этой деятельности – в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать полученные навыки и умения детей, разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия. В группе компенсирующего назначения для детей с общим недоразвитием речи театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс.

   В нашем саду создан для театрализованный кружок, где имеются куклы для настольного, варежкового, перчаточного, и других видов театра, шапочки-маски различных зверей и птиц, ширма для кукольного театра, музыкальный центр оснащён богатой фонотекой с записями музыкальных и литературных произведений, голосов животных и птиц, театральных шумов, оборудованы небольшая сцена, занавес. Есть также костюмерная и гримерная, художественная мастерская, педагоги занимаются изготовлением кукол и атрибутов для разных видов театра, элементов декораций, костюмов. К созданию театрализованной среды привлечены не только педагоги группы, но и родители, активно участвующие в изготовлении элементов декораций, атрибутов, пошиве костюмов, создании спектаклей вместе с детьми в качестве исполнителей ролей. Конечно, самыми благодарными зрителями детских спектаклей выступают мамы, папы, бабушки и дедушки. При подготовке выступления в атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию.

   Для тренировки воображения служат упражнения для управления голосом, т.е. когда нужно говорить медленно, громко, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением. Чтобы заинтересовать детей обучающими заданиями, основной упор делаем на игры со словами, текстом, подтекстом. Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Сочетание одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями помогает детям услышать психологическую выразительность речи. Так же проводим словарную работу, закрепление речевого материала, создание благоприятных условий для развития художественно-творческой деятельности воспитанников, эффективность которой возможна только в результате активной скоординированной, комплексной деятельности педагогов, музыкального руководителя логопеда. Педагоги группы компенсирующей направленности с помощью логопеда контролирует правильное звукопроизношение детей, участвуют в воспитании у них самоконтроля.   Театральная деятельность в группе начинается с чтения художественного произведения, при котором происходит индивидуальная интерпретация вербально – знаковых форм произведения, а при воспроизведении ребенком с помощью взрослого (пересказе отрывков, повторении, драматизации и т.д.) осуществляется развитие способностей к индивидуальной интерпретации произведения, развитие его речевой культуры. При этом у ребенка функционируют и развиваются обе языковые функции – экспрессивная и коммуникативная. Дети с удовольствием превращаются в сказочных персонажей и пытаются рассуждать от их имени. Для этого педагогом готовятся вопросы для закрепления текста произведения во второй половине дня, совместно с ребенком рисуются схематичные предложения, эпизоды сказки и т.д., а затем на последующих занятиях оречевляют схемы, дополняя своими словесными. Завершающим этапом работы над произведением является игра-драматизация. Она проявляется в самых разнообразных формах (инсценирование готового произведения, сочинение и импровизация сценок по хорошо знакомым сказкам, театральная постановка сказки и т.д.). Распределяя роли в игре-драматизации, учитываем речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы.

   Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью. Желание получить роль какого-либо персонажа — мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на индивидуальных логопедических занятиях при работе в данном направлении важно помнить, что эмоциональное погружение ребенка в произведение должно быть плавным, постепенным, также необходимо учесть выход из того состояние, в которое мы погрузили ребенка, т.е. возвращение ребенка в реальность, не травмируя его психику.

   Театрализованная деятельность и среда влияют на развитие коммуникативной сферы у дошкольников с ОНР: возрастает потребность во взаимодействии со сверстниками, формируется умение сопереживать, появляется признание достоинств ровесника, восхищение товарищем, формируется чувство симпатии, развиваются умения, направленные на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, разрешение конфликтных ситуаций самостоятельно. Личностные мотивы приобретают действенный характер: дружеская позиция проявляется в борьбе за товарищество, защите сверстника, стремлении научить его тому, что сам познал.

   Главное содержание общения — деловое сотрудничество, совместная театрализовано-игровая деятельность, в результате чего резко снижаются количество и острота конфликтов, реже проявляются агрессивность и застенчивость. Потребность в признании (зрителей), самоуважении и уважении сверстников, педагогов, родителей становится главной в общении как со взрослыми, так и с ровесниками. У детей повышаются инициативность в общении, желание обсуждать темы спектакля, так как полученные впечатления очень сильные и яркие. Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с ОНР оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развитие адаптивного процесса общения, повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы, формирования основ образного мышления на этапе подготовки детей к процессу обучения в школе.

   У наших воспитанников наблюдается значительное улучшение интонационной выразительности, повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний, овладение «схемой беседы», усвоение способов невербального общения: овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения, развитие связной, диалогической речи, совершенствование творческих способностей, исполнительских навыков, воспитание артистизма, развитие эмоций, воображения, фантазии, умения перевоплощаться. Все это красноречиво свидетельствует об эффективности использования театрализованной деятельности в коррекции эмоционально-личностной, речевой, коммуникативной сферы у детей с ОНР.

Фотогалерея

© 2016, Детский сад № 322 г Красноярск