Рабочая программа музыкального руководителя на 2016-2017 учебный год

Составитель:

Музыкальный руководитель первой категории

Белова С.Ф.

 

Пояснительная записка     

В сфере современного дошкольного музыкального образования происходит большой творческий подъем. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам деятельности: ритмическим движениям, театрализованным играм и песням и др. Большое внимание уделяется знакомству с русским народным творчеством. Каждое из этих направлений является частью общего музыкального воспитания. Программа «Ладушки», созданная И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой, музыкальными

руководителями Санкт- Петербурга, показалась очень интересной и была взята за основу музыкального воспитания детей.

Программа «Ладушки» (авторы И. М. Каплунова и И. А. Новосколъцева) ориентирована на пять возрастных периодов:  ранний возраст (от 2 до3), младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший (от 5до 6 лет) и подготовительный (от 6 до 7 лет).

Основой для разработки рабочей программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, явились программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» Васильевой, Веракса и «Ладушки» И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой. После проведенного анализа было определено, что программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицирование, танцах, играх. Программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.

      Рабочая программа разработана в соответствии с целями и задачами Образовательной программы МБДОУ "Пудемский детский сад", с учетом психофизических особенностей воспитанников каждой возрастной группы, государственных требований к качеству дошкольного образования. Рабочая программа состоит из 5 разделов, рассчитана на 5 лет обучения:

            1 год – 1 младшая группа с 2 до 3 лет;

            2 год – 2 младшая группа с 3 до 4 лет;

            3 год – средняя группа с 4 до 5 лет;

            4-5 год – старшая- подготовительная к школе группа с 5 -7лет;

 В программе определены:

- задачи музыкального воспитания и развития детей в каждой возрастной группе;

- структура каждого занятия с учетом возрастных и психофизиологических возможностей ребенка;

- рекомендуемый музыкальный и музыкально-игровой репертуар;

            Эта программа ориентирована на развитие творчества, фантазии ребенка, способности к самовыражению. Это дает возможность вызвать эмоциональную отзывчивость у детей, помогает их раскрепостить, а также формирует устойчивый интерес к занятиям.

      Особое внимание в содержании программы уделяется музыкально-ритмическим играм, которые развивают ритмический слух, слуховое внимание, позволяют успешно осваивать игру на музыкальных инструментах.

      Программа соответствует государственным требованиям по развитию детей в музыкальной деятельности.

     Рабочая программа предполагает развитие художественно-эстетической сферы ребенка средствами музыкального воспитания через обогащение музыкального и игрового материала в организации образовательного процесса по приобщению детей к художественно-музыкальной культуре народов мира .

      Музыкальный фольклор народов мира: пестушки, песни. Народные песни (календарные, лирические, обрядовые). Игровой фольклор. Хоровод: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета).           

        Цель программы - музыкально-творческое развитие детей в процессе музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (пляски, игры, хороводы).

           Основной задачей является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача — главная для детей всех возрастных групп, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.

Задачи программы:

- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

-  Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей).

-  Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.

-   Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

-  Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).

-  Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

Принципы музыкального воспитания:

  1. Непринужденность обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно.

Целостность в решении педагогических задач:

 а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;

 б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

 в) приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных  песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).

  1. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
  2. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.
  3. Принцип партнерства и сотрудничества с ребенком.
  4. Принцип развивающего характера образования.
  5. Интеграция развития музыкальности ребенка с другими видами художественно-эстетической деятельности.
  6. Принцип положительной оценки деятельности детей - ориентировка на образовательные достижения ребенка в музыкальной деятельности.
  7. Принцип импровизации – занятия рассматриваются как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляет свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка.

Эта программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел.

а) эстетическое — развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к народному творчеству;

б) умственное — развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление;

в)  нравственное — формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.

Всю работу по музыкальному воспитанию проводим в тесной связи с образовательными областями:  «Физическое развитие» (развитие физических качеств для  музыкально-ритмической деятельности), «Социально-коммуникативное развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки, формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства ), «Познавательное развитие» (расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства),

 Условия реализации программы.

 Созданы и определены условия реализации программы. В учреждении создана музыкально-развивающая среда, представлены во всех группах музыкальные уголки для реализации программы музыкального развития детей. Имеется  музыкальный зал, аудио техника, телевизор, музыкальные инструменты. В наличии учебно-методическое обеспечение программного содержания: программа по всем возрастам, диски с музыкальным репертуаром.  Музыкальное воспитание и обучение осуществляет педагог со специальным музыкальным образованием.

Программа дает возможность сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной, разнообразной и эффективной. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями. Формируется устойчивый интерес к музыкальной деятельности. Они с нетерпением ждут его. Счастливые от восторга глаза детей- лучшая награда музыкальному руководителю.

Программа предусматривает использование интересного и яркого наглядного материала:

      Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого — эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

-   иллюстрации и репродукции

-   малые скульптурные формы

-   дидактический материал

-   игровые атрибуты

-   музыкальные инструменты

-   аудио- и видеоматериалы

- «живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы и маски).

Методы и приёмы программы по музыкальному воспитанию.

Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний. Естественно, что первым источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале работа с детьми идет преимущественно по накоплению опыта слушания музыки. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период.Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.

Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, потому что вне ее, вне упражнений не могут быть, например, выработаны умения и навыки в пении, ритмике. Только практическая деятельность содействует всестороннему развитию ребенка, воспитывает адекватное отношение к общественным явлениям, позволяет проявить инициативу, сознательность и активность.

Итак, при выборе методов музыкального воспитания следуем от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста применяют три взаимосвязанных метода работы:

  1. Наглядный;
  2. Словесный;
  3. Метод практической деятельности.

       Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от его специфики. Выбор тех или иных методических приемов обучения определяется конкретными задачами данного музыкального занятия, сложностью музыкального материала, этапом обучения и уровнем общего развития детей. Подбирая для художественно-эстетического развития детей различные методические приемы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами:

-  обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения;

-  учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность;

-  учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

Формы музыкальной работы в детском саду:

- музыкальная НОД,

- вечера досуга,

- самостоятельная игровая деятельность,

- праздники и развлечения.

 Виды музыкальной деятельности:

- Музыкально-ритмические движения.

- Развитие чувства ритма, музицирование.

- Пальчиковая гимнастика.

- Слушание музыки.

- Распевание, пение.

- Пляски, игры, хороводы.

Музыкально-ритмические движения:

Этот вид музыкальной деятельности детей включает два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (переменный шаг, притопы и т. д.), то есть те движения, которые пригодятся в разучивании плясок детьми.

Работа над развитием чувства ритма. Музицирование:

Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования.

Пальчиковая гимнастика:

Помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

Слушание музыки:

Для того чтобы дети лучше воспринимали музыку, подбираются музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музыкальному образу или герою характером. Для лучшего восприятия к каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты.  Большое значение имеет использование магнитофонных записей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому.

Распевание, пение:

Собственное исполнение песен должно доставлять детям удовольствие. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им предлагаются простые, веселые песенки-распевки; дети могут сами себе подыграть на музыкальных инструментах. Выбираются песни доступные для детей  по содержанию, мелодической окрашенности. Тексты песен на занятиях не заучиваются. Уже с младшей группы практикуется, кроме хорового пения, пение по подгруппам, соло, цепочками.

Пляски, игры, хороводы:

Основная цель - дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, пение взрослых. В игре обязательно присутствует элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, зайца, матрешки и т.д.) исполняет воспитатель или ребенок старшего возраста). В хороводах дети только выполняют движения по показу педагога и под его пение. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии непременно находят свое место в них.

Вся работа по музыкальному воспитанию проводится в тесной связи с изобразительной деятельностью, театрализованной ритмопластикой и развитием речи.

Рабочая программа дает возможность организовать художественно-эстетическое развитие детей интересно, разнообразно и эффективно. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкальной деятельности.

Использование педагогом разнообразных организационных форм предполагает реализацию  методов, максимально активизирующих воображение, продуктивную деятельность детей; на создании условий для реализации универсальных возможностей детей в овладении креативным потенциалом, в разнообразных формах организации совместной деятельности взрослых и детей.                                                                                          

Решение задач повышения эмоциональной активности детей в музыкальной деятельности предусматривает:

  • использование игровых мотиваций;
  • использование сюрпризных моментов;
  • включение игровых и сказочных персонажей;
  • использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию;
  • использование проектов как средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему, в содержание изучаемого явления;
  • использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.);
  • обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности;
  • совместные дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп в подготовке к праздникам, спектаклям;
  • предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнеров, роли и т.д.);
  • передача, имитация через движение характерных особенностей изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
  • поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.

Решение образовательных задач предусматривает:

- стимулирование ребенка к эмоциональному отклику на прекрасную музыку, двигательную импровизацию под нее;

- обеспечение ребенку возможности почувствовать многообразие музыки, которую можно воплотить в движении;

- побуждение ребенка к воплощению в свободных естественных движениях характера и настроения музыки, знакомых образов и сюжетов;

- поощрение инструментальной импровизации, с немузыкальными и музыкальными звуками и исследования качеств  музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;

- включение музыкальных произведений в доступные и привлекательные для ребенка виды деятельности.

Средства:

Наглядно-образный материал:

- иллюстрации и репродукции;

- малые скульптурные формы;

- дидактический материал;

- игровые атрибуты;

- музыкальные инструменты;

- аудио и  видеоматериалы;

- игрушки из кукольного театра

- «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ  4-5 ЛЕТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

Одним  из любимых видов музыкальной деятельности ребенка пятого года жизни по прежнему остается слушание музыки(как вокальной, так и инструментальной, причем он любит слушать разнообразные произведения народного, классического и современного репертуара).

        Определенный опыт позволяет ребенку активно проявлять себя в процессе слушания музыки. Дошкольнику нравится содержание музыкальных произведений, связанное  его жизнедеятельностью в детском саду (а не только в своем доме). Восприятию  музыки в этом возрасте продолжает помогать иллюстрация, она играет роль основного материала, без которого дети не могут себе представить описанные в песне события. В этом возрасте дошкольники, как правило, в общем виде улавливают развитие музыкального образа произведения, ребенок начинает более внимательно вслушиваться в музыку и способен замечать изменения средств музыкальной выразительности, на элементарном уровне может осознавать необходимость этих изменений, что говорит о дальнейшем развитии его музыкального мышления. Появляются первые аргументированные эстетические ощущения музыки и осознанное изберательное отношение к ней. Поскольку словарный запас у детей невелик, при ответах они успешно используют карточки с условно-образным изображением содержанием музыки. В процессе слушания музыки, продолжается развитие основных музыкальных способностей, прежде всего таких как эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовысотный слух и чувство ритма, так как ребенок начинает обращать внимание на мелодию и ритмический рисунок музыкальной ткани произведения. Кроме того,продолжается развитие музыкально- сенсорных способностей детей в процессе овладения музыкально- дидактическими играми и упражнениями. Поскольку у ребенка пятого года отмечается большой интерес к музыке, он способен запоминать, узнавать, называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшемся развитии музыкальной памяти. Однако необходими помнить, что у ребенка 4-5 лет еще продолжается процесс развития органа слуха. Его барабанная перепонка нежна и легко ранима,окостенение слухового канала и височной кости не закончилось, поэтому музыка, исполняемая для детей, не должна быть громкой и продолжительной по звучанию.

           На пятом году ребенок по прежнему проявляет большой интерес к пению, у него отмечается:

-Большой интерес к пению- любит петь вместе со сверстниками и взрослыми.

-Наличие любимых песен с ярким характером и образами,связанными с жизнедеятельностью в семье, детском саду.

-Осознанное использование в пении средств выразительности :музыкальных (высота звука,динамические оттенки),внемузыкальных (выразительная мимика)

-Правильное пропевание мелодии отдельных небольших фраз песни, исполнение контрастных низких и высоких звуков, а так же ритмического рисунка песни.

-Напевное звуковедение, пропевание небольших фраз песни,не прерывая дыхания.

-Певческий диапазон в пределах ре-ля первой октавы.

Однако в то же время в этом возрасте певческие возможности остаются по-прежнему небольшими:

-Голосовой (певческий) аппарат ребенка не сформирован, связки очень тонкие , дыхание слабое и короткое, поэтому продолжительность пения не должна превышать 5 минут; во время пения ребенку нельзя опускать голову, так как при этом гортань сдавливается, затруднено прохождение воздуха, вследствии чего возникает перенапряжение голосового аппарата.

-Дикция у многих детей остается нечеткой, так как у некоторых детей отсутствуют отдельные звуки.

-Ребенок не может следить за правильностью собственного пения.

         На пятом году продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка, он изменяется внешне, становится более стройным, пропорционально сложенным, в развитии музыкально-ритмических движений у него появляются новые возможности:

-Движения под музыку становятся более легкими и ритмичными.

-Отдельные действия под музыку выполняются более осознанно, ребенок может менять их самостоятельно в связи с изменением контрастных характера, регистра, ритма, темпа, динамики звучания двух,трехчастного музыкального произведения.

-Он способен выполнить довольно сложные движения, построенные на чередовании рук и ног или на одновременном выполнении движений руками и ногами;

-Танцевальные шаги и движения ребенок выполняет с правой ноги (после показа и указания взрослого), повышается качество исполнения движений;

-Танец может исполнять самостоятельно (при наличии в нем не более трех движений)

Вместе с тем возможности ребенка в музыкально-ритмической деятельности по- прежнему остаются сравнительно небольшими:

-Легкость движений остается относительной;

-Синхронность движений в паре у многих детей вызывает затруднения;

-Выразительность движений недостаточна.

-Условно-рефлекторные связи при обучении музыкально-ритмическим движениям закладываются легко, после двух-трех повторений со словесным подкреплением,но устойчивость они приобретают лишь после 30 повторений, и не всегда отличаются прочностью.

-Длительность игры и пляски остается непродолжительной, так как у дошкольника пятого года возбуждение преобладает над торможением.

Однако все это, безусловно не снижает интерес детей и их возможности в освоении музыкальных игр,  танцев и хороводов и т.д.

Для ребенка пятого года жизни характерен большой интерес к овладению игрой на детских музыкальных инструментах и игрушках. В этом возрасте дошкольники  лучше, чем малыши, разбираются в тембровых, звуковысотных, динамических  особенностях звучания различных инструментов, могут их сравнивать, выделять из многих других.

Особенно важно то, что они способны  воспринимать и воспроизводить прстую ритмическую пульсацию, несложный ритмический рисунок. Ребенок  с удовольствием импровизирует несложные ритмы марша, плясовой. Ритмические импровизации легче осваиваются ими на детских музыкальных инструментах со звуком неопределенной высоты: бубен, барабан,треугольник, на различных детских музыкальных игрушках, в том числе и самодельных  (из баночек, бутылочек, пластмассовых коробочек,эстетически оформленых)

В этом возрасте улучшается координация движений рук, обогощается слуховой опыт,поэтому дошкольник  уже способен воспроизводить на одной пластинке мелаллофона несложные ритмические рисунки. Это довольно значимый шаг в освоении детьми игры на музыкальных инструментах. Однако надо помнить следующее:Поскольку в данном возрасте возбуждение преобладает над торможением, затруднение вызывает начало игры на металлофоне (получив молоточек, ребенок хочет сразу же начать играть , и ему трудно ждать, когда будет сыграно вступление или подготовятся к игре другие дети). Однако это не должно являться препятствием для обучения их игре на детских музыкальных инструментах.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

            На седьмом году жизни ребенок имеет более широкий кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, т.е. обладает большими возможностями для слушания довольно сложных музыкальных произведений. К этому времени у него имеется значительный запас музыкальных впечатлений, он знает некоторых композиторов. В этом возрасте дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, довольно тонко слышать и осознавать характер музыки, комплекс средств музыкальной выразительности, поскольку большинства из них в этот период интенсивно развиваются такие способности, как музыкальное воображение и мышление. Поэтому ребенок также способен давать анализ музыкального произведения, сравнивать, выделять, обобщать отдельные особенности музыкального языка и речи. Он желает и может осваивать элементы музыкальной грамоты, а также хочет получать новые знания, поскольку в этом возрасте дети очень любознательны.

            Успешность ребенка в данном виде музыкальной деятельности объясняется тем, что к этому возрасту достаточно развит психологический механизм восприятия музыки: эмоциональная отзывчивость на музыку, развитый музыкальный слух, память, музыкальное мышление как обобщенное качество музыкального восприятия, способности к творчеству. Кроме того, при системном подходе к педагогическому процессу музыкального образования на седьмом году у большинства детей прекрасно развиты музыкально-сенсорные способности, так как к этому времени совершенствуется работа слуховых анализаторов. Это объясняется, с одной стороны, улучшением работы мозговых центров, а с другой - постоянным упражнением органов слуха, прежде всего в процессе тренировки их во время музыкально-дидактических игр и упражнений, а также во время восприятия музыкальных произведений. Таким образом, у детей этого возраста имеются большие возможности для дальнейшего приобщения к музыке различных стилей и эпох. Однако, необходимо бережно относиться к ребенку, не перегружая его большим количеством различных музыкальных впечатлений (барабанные перепонки еще очень нежны и легко ранимы, не закончилось окостенение слухового канала и височной кости).

            На седьмом году жизни ребенок обладает довольно большими возможностями в певческой деятельности. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность его нервной системы. Он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом, хотя вокальные связки еще не сформированы окончательно, дети поют негромко, но напевно и звонко. Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы. Большинство детей имеют значительный запас песен, выделяют любимые. Они могут осознанно осваивать различный по тематике и более яркий по средствам музыкальной выразительности песенный репертуар.

            В этом возрасте при эффективном педагогическом процессе дошкольники могут свободно овладевать азбукой певческого исполнительства. При собранности внимания все дети могут чисто интонировать, однако при малейшем отвлечении некоторые из них поют мелодию неверно. Ритмический и динамический ансамбль, как правило, отличается слаженностью и не вызывает затруднений. Ребята могут самостоятельно петь подолгу, однако это нежелательно. Взрослым необходимо заботиться об охране детского голоса.

            На седьмом году жизни происходит дальнейшее физическое и психическое развитие ребенка, внимание его становится более сконцентрированным, развивается воображение и мышление, он свободно ориентируется в пространстве. В этом возрасте дети достигают кульминации развития движений, в том числе и под музыку, - они становятся легкими, изящными и пластичными. У дошкольников резко возрастает способность к овладению довольно сложными по координации и темпу исполнения движениями, которые могут исполняться ими ритмично и грациозно. В движениях под музыку дети легко ориентируются на композицию игры, на форму исполняемого танца, на характер музыки, а также пластично передают не только изобразительные, но и выразительные особенности музыки. Это возможно за счет развития музыкальных способностей, прежде всего чувства ритма и эмоциональной отзывчивости на музыку. На седьмом году жизни у детей имеется большой объем музыкальных и двигательных навыков и происходит их дальнейшее закрепление. Как правило, сформирована потребность в освоении новых движений, овладении играми, плясками. Некоторые ребята без напоминания со стороны взрослого стремятся самостоятельно осваивать новые движения, добиваясь качественного их исполнения, принципиально оценивают качество как своего исполнения, так и движения сверстников. В играх, танцах дети прекрасно владеют чувством партнера, стремятся согласованно двигаться в паре, в хороводе. Ребенок инициативен и активен как в музыкально-игровом, так и танцевальном творчестве. Дети могут подгруппой придумывать новый танец ( в основном из знакомых движений), а также с удовольствием импровизируют в свободных плясках. Таким образом, на седьмом году жизни у дошкольников имеются прекрасные возможности для овладения в совершенстве музыкально-ритмической деятельностью. Однако, необходимо помнить, что, хотя они способны исполнять довольно крупные композиции, это все же требует от них немалых физических усилий. Поэтому педагог должен учитывать группу здоровья каждого ребенка.

            На седьмом году жизни у детей, как известно, осуществляется физическое и психическое развитие, должное развитие получили музыкальные способности, поэтому дошкольники имеют гораздо большие возможности для освоения самых различных детских инструментов. В этом возрасте дети достигают вершины совершенства игры на том инструменте, на котором они играют второй-третий год. Они могут с удовольствием осваивать пьесы, где необходимо играть на рядом расположенных пластинках. Дети, достигшие наибольших успехов в игре на металлофоне, легко осваивают игру на других инструментах. Дети с желанием участвуют в выступлениях оркестра. Они легко разбираются в мелодических и ритмических особенностях простых по музыкальной ткани пьес. Ребенок может проявлять завидное усердие при освоении музыкального произведения, большое удовольствие он получает от выразительной, слаженной игры в оркестре. Дошкольники также с удовольствием импровизируют на знакомых инструментах, вслушиваясь  в мелодии, однако, подбирать на слух знакомые мелодии могут лишь отдельные, музыкально одаренные дети. За неимением детских музыкальных инструментов ребята могут  исполнять довольно сложные ритмические рисунки на ударных инструментах, на ритмических самодельных игрушках, могут достаточно тонко вслушиваться в музыкально-ритмические, мелодические особенности музыкального произведения, тем самым далее успешно развивая свои музыкальные способности.

Программно-методический комплект

Средняя группа

  1. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки» средняя группа     СПб2008 «Композитор
  2. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Этот удивительный мир».СПб2005 «Композитор»
  3. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Поем, танцуем, играем". СПб2005 «Композитор»

Подготовительная группа

  1. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки».ст.гр.СПб2008 «Композитор
  2. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Этот удивительный мир» .СПб2005 «Композитор"
  3. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Поем, танцуем, играем". СПб2005 «Композитор"

Перечень пособий

  • Аудиоприложение к конспектам занятий  средняя  группа
  • Аудиоприложение к конспектам занятий  подготовительная  группа
  • СД диски с детскими песнями.
  • СД диски с детскими сказками.
  • DV диски с детскими сказками 
  • СД приложение «Детский альбом» П.И.Чайковского
  • Аудиоприложения   к  праздникам
  • Портреты композиторов.
  • Демонстрационный материал по слушанию музыки
  • Музыкальные инструменты
  • Настольные театры
  • Дидактические игры
  • Атрибутика к праздниками и развлечениям
  • Современные технические средства обучения.

Расписание непосредственно образовательной деятельности составлено в соответствии  требованиям СанПиН.                

Область

Возрастная группа

Продолжительность занятия

Количество занятий в неделю/месяц/год/вечер развлечений в месяц

 

Средняя группа

Не более 20 минут

2/8/72/1

Подготовительная группа

Не более 30 минут

2/8/72/1

План работы с воспитателями

месяц

тема

Сентябрь

Консультация №1 "ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ" - ср. гр.

"ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ" - подг. гр.

Консультация№3 "ПРАЗДНИКИ В ДЕТСКОМ САДУ"

Октябрь

Подготовка к осенним праздникам. Обсуждение сценария. Подготовка атрибутов. Подготовка сказки "Дело было в лесу"

Ноябрь

Консультация № 4. "ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ в КОНТЕКСТЕ ФГОС"

Консультация № 5. "Годовой круг праздников, развлечений, событий,концертов в дошкольной организации"

Декабрь

Подготовка к новогодним праздникам. Обсуждение сценария, разучивание ролей. Подготовка атрибутов. Подготовка сказки "По щучьему веленью".

Январь

Консультация № 6. "Рекомендации музыкального руководителя в работе с детьми с ОВЗ" Показ сказки для детей "По щучьему велению"

Февраль

Подготовка к празднику День защитника Отечества и 8 Марта. Обсуждение сценария. Подготовка атрибутов

Март

Индивидуальные консультации по музыкальному развитию детей.

Апрель

Подготовка сказки для детей.

Май

Подготовка к выпускным праздникам. Обсуждение сценария. Подготовка атрибутов. Подготовка ко ДНЮ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

План работы с родителями

месяц

Тема

Сентябрь

Посещение родительских собраний «Знакомство с планом работы».Консультация №1."Годовой круг праздников, развлечений, событий"

концертов в дошкольной организации

 

Октябрь

Подготовка конкурсов о заданий для родителей. Осенний капустник - подг. гр. Драматизация сказки "Теремок" - ср. гр.

Ноябрь

Музыкальная сказка для родителей "Дело было в лесу, посященная Дню Матери. Выступление на родительских собраниях в подготовительных группах "ПРАЗДНИКИ В ДЕТСКОМ САДУ". Консультация №2 "КАК  РАЗВИТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Декабрь

Индивидуальные консультации по корректированию художественно- эстетического развития детей. Подготовка к новогодним праздникам - консультирование и помощь в подготовке костюмов и атрибутов

Январь

Консультация №3 "ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ культуры и искусства на детей"

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА НА ДОШКОЛЬНИКА

Февраль

Участие родителей в развлечении " День защитника Отечества".

Подготовка конкурсов и эстафет для родителей.

Март

Участие родителей в празднике, посвященном 8 Марта.

Апрель

Индивидуальные консультации по корректированию художественно- эстетического развития детей.

Май

Детский концерт для родителей. Подготовка к выпуску в школу

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Средняя группа

Музыкально-ритмические движения

Задачи:

  1. Ходить друг за другом бодрым шагом.
  2. Различать динамические оттенки и самостоятельно менять на них движения.
  3. Выполнять разнообразные движения руками.
  4. Различать двухчастную форму и менять движения со сменой частей музыки.
  5. Передавать в движении образы (лошадки, медведь).
  6. Выполнять прямой галоп.
  7. Маршировать в разных направлениях.
  8. Выполнять легкий бег врассыпную и по кругу.
  9. Легко прыгать на носочках.
  10. Спокойно ходить в разных направлениях.

Репертуар:

  • «Марш». Музыка Е. Тиличеевой «Барабанщик». Музыка Д. Кабалевского
  • Упражнение «Качание рук с лентами». Музыка А. Жилина
  • Упражнение «Пружинка». Русская народная мелодия
  • «Колыбельная». Музыка С. Левидова
  • Упражнение «Прыжки». Музыка Д. Кабалевского
  • «Лошадки». Музыка Л. Банниковой «Марш».
  • Музыка Ф. Шуберта Упражнение
  • «Хлопки в ладоши». Английская народная мелодия
  • Упражнение «Ходьба и бег». Латвийская народная мелодия
  • Упражнение «Кружение парами». Латвийская народная мелодия
  • Упражнение «Шагаем, как медведи». Музыка Е. Каменоградского
  • Упражнение «Хороводный шаг». Русская народная мелодия
  • «Всадники». Музыка В. Витлина У
  • пражнение «Выставление ноги на носочек»
  • Упражнение «Выставление ноги на пятку»
  • Упражнение «Саночки». Музыка А. Филиппенко
  • Упражнение «Выставление ноги на носок и пятку»
  • Упражнение «Хлоп-хлоп». Музыка И. Штрауса
  • Упражнение «Машина». Музыка Т. Попатенко
  • «Зайчики». Музыка Д. Кабалевского
  • Упражнение «Скачут по дорожке». Музыка А. Филиппенко
  • Упражнение «Дудочка». Музыка Т. Ломовой Упражнение с флажками. Музыка В. Козырева Упражнение «Марш и бег под барабан»
  • Упражнение «Подскоки». Французская народная мелодия
  •  Упражнение «Птички летают». Музыка А. Жилина

Развитие чувства ритма. Музицирование

Задачи:

  1. Пропевать долгие и короткие звуки.
  2. Правильно называть графические изображения звуков.
  3. Отхлопывать ритмические рисунки песенок.
  4. Правильно называть и прохлопывать ритмические картинки.
  5. Играть простейшие ритмические формулы на музыкальных инструментах.
  6. Играть произведения с ярко выраженной двухчастной формой.
  7. Играть последовательно.

Репертуар:

  •  «Андрей-воробей»
  • «Петушок»
  • «Котя»
  • «Зайчик ты, зайчик»
  • «Лошадка»
  • «Ритмические цепочки»
  • «Где наши ручки»
  • «Летчик»
  •  Дидактические таблицы
  • «Сорока»
  • Игра «Узнай инструмент»
  • «Барашеньки»
  •  Игра «Веселый оркестр»
  • «Я иду с цветами»
  • Ритмическая игра «Паровоз»
  • «Спой и сыграй свое имя» «Ежик»
  • Дидактические таблицы «Марш на барабане»
  • «Два кота»
  • «Полька для зайчика»
  •  «Играем для лошадки»
  • «Василек» «Самолет»
  • «Марш для летчика»

Пальчиковая гимнастика

Задачи:

  1. Укрепление мышц пальцев руки.
  2. Развитие чувства ритма.
  3. Формирование понятия звуковысотного слуха и голоса.
  4. Развитие памяти и интонационной выразительности.
  5. Развитие артикуляционного аппарата.

Репертуар:

Повторение упражнений из репертуара младшей группы «Побежали вдоль реки»

  • «Раз, два, три, четыре, пять»
  • «Капуста»
  • «Мы капусту рубим»
  •  «Снежок» '
  • «Овечка» «Шарик»
  • «Два ежа»
  • «Замок»
  • «Пекарь»
  • «Есть такая палочка»

Слушание музыки

Задачи:

  1. Различать жанровую музыку.
  2. Узнавать и понимать народную музыку.
  3. Различать характерную музыку, придумывать простейшие сюжеты (с помощью педагога)
  4. Познакомиться с жанрами: марш, вальс, танец. Определять характер.
  5. Подбирать иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям, мотивировать свой выбор.

Репертуар:

  • «Марш». Из кинофильма «Веселые ребята». Музыка II Дунаевского. Слова В. Лебедева-Кумача
  • Русские плясовые мелодии
  • «Полька». Музыка М. Глинки
  • «Грустное настроение». Музыка А. Штейнвиля
  •  «Вальс». Музыка Ф. Шуберта
  •  «Кот и мышь». Музыка Ф. Рыбицкого
  • «Бегемотик танцует». «Вальс-шутка». Музыка Д. Шостаковича
  • «Немецкий танец». Музыка JI. Бетховена
  •  «Два петуха». Музыка С. Разоренова
  • «Смелый наездник». Музыка Р. Шумана
  • «Маша спит». Музыка Г. Фрида
  • «Вальс». Музыка А. Грибоедова
  • «Ежик». Музыка Д. Кабалевского
  • «Полечка». Музыка Д. Кабалевского
  • «Марш солдатиков». Музыка Е. Юцевич
  • «Колыбельная». Музыка В. А. Моцарта. Русский текст С. Свириденко
  • «Шуточка». Музыка В. Селиванова
  • «Папа и мама разговаривают». Музыка И. Арсеева
  •  «Марширующие поросята». Музыка П. Берлин

Распевание, пение

Задачи:

  1. Передавать в пении характер песни.
  2. Петь протяжно, спокойно, естественным голосом.
  3. Подыгрывать на музыкальных инструментах.
  4. Правильно выполнять дыхательные упражнения.

Репертуар:

  • «Андрей-воробей». Русская народная песня
  •  «Чики-чики-чикалочки». Русская народная песня
  • «Барабанщик». Музыка М. Красева. Слова М. Чарной и Н. Найденовой
  • «Кто проснулся рано?». Музыка Г. Гриневича. Слова С. Прокофьевой
  • «Котик». Музыка И. Кишко. Слова Г. Бойко
  • «Колыбельная зайчонка». Музыка В. Карасевой. Слова Н. Френкель
  • «Лошадка Зорька». Музыка Т. Ломовой. Слова М. Ивенсен
  • «Осень». Музыка А. Филиппенко. Слова А. Шибицкой
  • «Осенние распевки». Музыка и слова М. Сидоровой
  • «Варись, варись, кашка». Музыка Е. Туманян. Слова А. Рождественской
  • «Первый снег». Музыка А. Филиппенко. Слова А. Горина
  • «Веселый Новый год». Музыка Е. Жарковского. Слова М. Лаписовой
  • «Дед Мороз». Музыка В. Герчик. Слова Е. Немировского
  • «Елка-елочка». Музыка Т. Попатенко. Слова И. Черницкой
  • «Песенка про хомячка». Музыка и слова J1. Абелян
  • «Саночки». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
  • «Паровоз». Музыка Г. Эрнесакса. Слова С. Эрнесакс
  • «Мы запели песенку». Музыка Р. Рустамова. Слова Л. Мироновой
  •  «Воробей». Музыка В. Герчик. Слова А. Чельцова
  • «Ежик». Распевка «Новый дом». Музыка Р. Бойко. Слова Л. Дербенева
  • «Весенняя полька». Музыка Е. Тиличеевой. Слова В. Викторова
  • «Солнышко».
  •  Распевка «Три синички». Русская народная песня
  • «Самолет». Музыка М. Магиденко. Слова С. Баруздина
  •  «Летчик». Музыка Е. Тиличеевой
  • «Зайчик». Музыка М. Старокадомского. Слова М. Клоковой
  • «Хохлатка». Музыка А. Филиппенко. Слова неизвестного автора
  • «Веселый жук». Музыка и слова Р. Котляревского
  • «Баю-баю». Музыка М. Красева. Слова М. Чарной
  •  «Веселый поезд». Музыка 3. Компанейца. Слова О. Высотской
  • «Заинька». Музыка Ю. Слонова. Слова И. Черницкой
  • «Конь». Музыка М. Красева. Слова М. Клоковой
  • «Дождик». Русская народная песня
  • «Барабан». Музыка Г. Левкодимова. Слова И. Черницкой
  • «Почтальон». Музыка А. Самонова. Слова А. Расцветникова
  • «Ехали, ехали». Музыка М. Иорданского. Слова И. Токмаковой
  • «Елочка». Музыка и слова Н. Вересокиной
  • «К деткам елочка пришла». Музыка А. Филиппенко. Слова Я. Чарноцкой
  •  «Снежинки». Польская народная песня
  • «Танец около елки». Музыка Ю. Слонова. Слова И. Михайловой
  • «Жучок». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
  • «Мои цыплята». Музыка Г. Гусейнли. Слова Т. Муталлибова
  • «Две тетери». Русская народная прибаутка
  • «Наш автобус голубой». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
  •  «Мне уже четыре года». Музыка Ю. Слонова. Слова В. Малкова
  • «Детский сад». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
  • «Два кота». Польская народная песня

Игры, пляски, хороводы

Задачи:

  1. Изменять движения со сменой частей музыки.
  2. Выполнять движения эмоционально.
  3. Соблюдать простейшие правила игры.
  4. Выполнять солирующие роли.
  5. Придумывать простейшие элементы творческой пляски.
  6. Правильно выполнять движения, которые показал педагог.

Репертуар:

  •  «Нам весело». Украинская народная мелодия
  • «Котик». Музыка И. Кишко. Слова Г. Бойко
  • «Заинька». Русская народная песня
  • «Огородная-хороводная». Музыка Б. Можжевелова. Слова А. Пассовой
  • «Ловишки». Музыка И. Гайдна
  • «Танец осенних листочков». Музыка А. Филиппенко. Слова А. Макшанцевой
  • «Пляска парами». Литовская народная мелодия
  • «Колпачок». Русская народная песня
  • «Хитрый кот». Русская народная прибаутка
  • «Ищи игрушку». Русская народная мелодия
  • «Дети и медведь». Музыка и слова В. Верховинца
  • «Вальс». Музыка Ф. Шуберта «Полька». Музыка И. Штрауса
  •  «Зайцы и лиса». Музыка Ю. Рожавской
  •  «Танец клоунов». Музыка И. Штрауса
  • «Игра с погремушками». Музыка А. Жилина
  • «Покажи ладошки». Латвийская народная мелодия
  • «Игра с платочком». Русская народная мелодия «Пляска с платочком». Хорватская народная мелодия
  • «Игра с ежиком». Музыка и слова М. Сидоровой
  • «Кто у нас хороший?». Русская народная песня
  • «Веселый танец». Литовская народная мелодия
  • «Жмурки». Музыка Ф. Флотова
  • «Летчики, на аэродром!». Музыка М. Раухвергера
  • «Вот так вот». Белорусская народная песня
  • «Белые гуси». Русская народная песня
  • «Веселая девочка Таня». Музыка А. Филиппенко
  • «Мы на луг ходили». Музыка А. Филиппенко
  • «Как на нашем на лугу». Музыка Л. Бирнова. Слова А. Кузнецовой
  • «Кто у нас хороший?». Русская народная песня
  • «Веселая девочка Таня». Музыка А. Филиппенко. Слова Н. Кукловской
  •  «Скачут по дорожке». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной

Подготовительная группа

Музыкально-ритмические движения

Задачи:

  1. Ходить в колонне по одному, врассыпную, по диагонали, тройками, парами. Четко останавливаться с концом музыки.
  2. Совершенствовать движения рук.
  3. Выполнять несколько движений под одно музыкальное сопровождение.
  4. Выполнять движения по подгруппам, уметь наблюдать за движущимися детьми.
  5. Ориентироваться в пространстве.
  6. Выполнять четко и ритмично боковой галоп, прямой галоп, приставные шаги.
  7. Придумывать свои движения под музыку.
  8. Выполнять маховые и круговые движения руками.
  9. Выполнять легкие прыжки на двух ногах с различными вариантами.
  10. Выполнять разнообразные поскоки.
  11. Развивать ритмическую четкость и ловкость движений.
  12. Выполнять разнообразные движения в соответствии со звучанием различных музыкальных инструментов.

Репертуар:

  • «Марш». Музыка Ю. Чичкова
  • «Прыжки». Музыка JI. Шитте
  • Хороводный и топающий шаг. Русская народная мелодия
  • «Марш». Музыка Н. Леви
  • Упражнение для рук «Большие крылья». Армянская народная мелодия
  • Упражнение «Приставной шаг». Музыка А. Жилинского
  • Упражнение «Высокий и тихий шаг».
  • «Марш». Музыка Ж. Люли «Боковой галоп». Музыка Ф. Шуберта
  • Упражнение «Приставной шаг». Музыка Е. Макарова
  • Бег с лентами. Музыка А. Жилина
  • «Поскоки и сильный шаг». Музыка М. Глинки
  • «Упражнение для рук». Музыка Т. Вилькорейской
  • «Прыжки через воображаемые препятствия». Венгерская народная мслодия
  • «Спокойная ходьба с изменением направления». Английская народная мелодия
  • «Шаг с акцентом и легкий бег». Венгерская народная мелодия
  • Упражнение для рук «Мельница». Музыка Т. Ломовом
  • «Марш». Музыка Ц. Пуни
  • «Боковой галоп». Музыка А. Жилина
  • «Упражнение с лентой на палочке». Музыка И. Кишко
  • «Поскоки и энергичная ходьба». Музыка Шуберта.
  •  «Парный танец». Латвийская народная мелодия
  • Ходьба змейкой. Музыка В. Щербачева
  • «Поскоки с остановкой». Музыка А. Дворжака
  • «Прыжки и ходьба». Музыка Е. Тиличеевой
  • «Нежные руки». Музыка Д. Штейбельта
  • «Марш-парад». Музыка К. Сорокина
  • «Бег и подпрыгивание». Музыка И. Гуммеля
  • «Шаг с притопом, бег, осторожная ходьба». Музыка М. Чулаки
  • Упражнение «Бабочки». Музыка П. Чайковского
  • «Ходьба с остановкой на шаге». Венгерская народная мелодия
  • «Бег и прыжки». Музыка Л. Делиба
  • «Осторожный шаг и прыжки». Музыка Е. Тиличеевой
  • Упражнение для рук «Дождик». Музыка Н. Любарского
  • «Тройной шаг». Латвийская народная мелодия
  • «Поскоки и прыжки». Музыка И. Саца
  • «Цирковые лошадки». Музыка М. Красева
  • «Спокойная ходьба и прыжки». Музыка В. Моцарта
  • «Шаг с поскоком и бег». Музыка С. Шнайдер
  • «Шагают аисты». Музыка Т. Шутенко
  • «Осторожный шаг и прыжки». Музыка Ф. Бургмюллера
  • «Волшебные руки». Музыка К. Дебюсси
  • Передача мяча». Музыка С. Соснина
  • «Энергичные поскоки и пружинящий шаг». Музыка С. Затеплинского

Развитие чувства ритма. Музицирование

Задачи:

  1. Ритмично играть на разных инструментах по подгруппам, цепочкой.
  2. Выкладывать на фланелеграфе различные ритмические формулы, проговаривать, прохлопывать, играть на музыкальных инструментах.
  3. Самостоятельно выкладывать ритмические формулы с паузами.
  4. Самостоятельно играть ритмические формулы на музыкальных инструментах.
  5. Уметь играть двухголосье.
  6. Ритмично проговаривать стихотворные тексты, придумывать на них ритмические формулы.
  7. Ритмично играть на палочках.

Репертуар:

Ритмические цепочки из мячиков

«Комната наша»

Ритмические цепочки из гусениц

 «Горн»

Игры с картинками

 «Хвостатый-хитроватый»

Веселые палочки

Пауза

 Ритмические цепочки из жучков и пауз

«Аты-баты»

«Ручеек»

«С барабаном ходит ежик»

«Загадка»

Игра «Эхо»

Двухголосие

Знакомимся с длительностями и штилями

Ритмические картинки «Комар»

 Ритмическая игра «Сделай так»

«Ворота»

«Дирижер»

«Что у кого внутри?»

 «Семейка огурцов»

Пальчиковая гимнастика

Задачи:

  1. Развитие и укрепление мелкой моторики.
  2. Развитие памяти, интонационной выразительности, творческого воображения.
  3. Развитие звуковысотного слуха и голоса.
  4. Развитие чувства ритма.
  5. Формирование умения узнавать знакомые стихи и потешки по показу без сопровождения текста; без показа на произношение текста только гласмыми звуками, слогами в разном сочетании.

Репертуар:

  •  «Мама»
  •  «Замок-чудак»
  • «В гости»
  • «Гномы»
  • «Мостик»
  • «Утро настало»
  •  «Паук»
  • «Сороконожка»
  • «Пять поросят»
  • «Паучок»

Слушание музыки

Задачи:

  1. Знакомить с творчеством русских композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского.
  2. Знакомить с творчеством зарубежных композиторов.
  3. Учить определять форму и характер музыкального произведения.
  4. Учить слышать в произведении динамику, темп, музыкальные нюансы, высказывать свои впечатления.
  5. Развивать кругозор, внимание, память, речь, расширять словарный запас, обогащать музыкальными впечатлениями.
  6. Учить выражать в самостоятельном движении характер произведения.

Репертуар:

  • «Танец дикарей». Музыка Ёсинао Нако
  • «Вальс игрушек». Музыка Ю. Ефимова
  •  «Марш гусей». Музыка Бин Канэда
  • «Осенняя песнь». Музыка П. Чайковского
  • «Две плаксы». Музыка Е. Гнесиной
  • Русские наигрыши
  • «В пещере горного короля». Музыка Э. Грига
  • «Снежинки». Музыка А. Стоянова
  • «У камелька». Музыка П. Чайковского
  • «Пудель и птичка». Музыка Лемарка
  • «Флейта и контрабас». Музыка Г. Фрида
  • «Песнь жаворонка». Музыка П. Чайковского
  • «Марш Черномора». Музыка М. Глинки
  • «Жаворонок». Музыка М. Глинки
  • «Три подружки» («Плакса», «Злюка», «Резвушка»). Музыка Д. Кабалевского
  • «Гром и дождь». Музыка Т. Чудовой
  • «Королевский марш львов». Музыка К. Сен-Санса
  • «Лягушки». Музыка Ю. Слонова
  • «Полет шмеля». Музыка Н. Римского-Корсакова
  • «Сонный котенок». Музыка Б. Берлина

Распевание, пение

Задачи:

  1. Чисто интонировать интервалы, показывая их рукой.
  2. Передавать в пении характер песни (спокойный, напевный, ласковый, веселый, энергичный, озорной, легкий и т. д.).
  3. Придумывать движения по тексту песен (инсценирование песен).
  4. Петь согласованно и выразительно.
  5. Выслушивать партию солиста, вовремя вступать в хоре.
  6. Знакомить детей с музыкальными терминами и определениями (куплет, припев, соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, форте, пиано и др.).

Репертуар:

  •  «Динь-динь-динь - письмо тебе». Немецкая народная песня
  • «Осень». Музыка А. Арутюнова. Слова В. Семернина
  • «Лиса по лесу ходила». Русская народная песня
  •  «Скворушка прощается». Музыка Т. Попатенко. Слова М. Ивенсен
  • «Ехали медведи». Музыка М. Андреева. Слова К. Чуковского
  •  «Хорошо у нас в саду». Музыка В. Герчик. Слова А. Пришельца
  • «Как пошли наши подружки». Русская народная песня
  • «Ручеек». Распевка
  • «Моя Россия». Музыка Г. Струве. Слова Н. Соловьевой '
  • «Дождик обиделся». Музыка Д. Львова-Компанейца. Слова М. Пляцковского
  • «Горошина». Музыка В. Карасевой. Слова Н. Френкель
  • «Пестрый колпачок». Музыка Г. Струве. Слова Н. Соловьевой
  • «В просторном светлом зале». Музыка и слова А. Штерна
  • «Новогодняя». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
  • «Горячая пора». Музыка А. Журбина. Слова П. Синявского
  • «Зимняя песенка». Музыка М. Красева. Слова С. Вышеславцевой
  • «Два кота». Польская народная песня
  • «Сапожник». Французская народная песня
  • «Маленькая Юлька». Распевка
  • «Будем моряками». Музыка Ю. Слонова. Слова В. Малкова
  • «Мамина песенка». Музыка М. Парцхаладзе. Слова М. Пляцконского
  • «Хорошо рядом с мамой». Музыка А. Филиппенко. Слова Г Ношиной
  • «Идет весна». Музыка В. Герчик. Слова А. Пришельца
  • «Солнечная капель». Музыка С. Соснина. Слова И. Вахрушевой
  • «Долговязый журавель». Русская народная песня
  • «11есенка о светофоре». Музыка Н. Петровой. Сл. II Шифршюй
  • «Солнечный зайчик». Музыка В. Голикова. Слона I П;и ш,ыш.
  • «Зеленые ботинки». Музыка С. Гаврилова. Слова Р. Алдониной
  • «До свиданья, детский сад». Музыка Г. Левкодимова. Слова В. Малкова
  • «Как мне маме объяснить?». Немецкая народная песня
  • «О ленивом червячке». Музыка В. Ефимова. Слова В. Новикова
  • «В лесу». Распевка
  • Дополнительный песенный материал
  • «Дождик». Музыка М. Парцхаладзе. Слова Н. Соловьевой
  •  «Листики». Музыка Л. Беленко. Слова А. Шибицкой
  • «Осенний лес». Музыка В. Иванникова. Слова Т. Башмаковой
  • «В лесу родилась елочка». Музыка Л. Бекман. Слова Р. Кудашевой
  • «Веселое Рождество». Английская народная песня
  • «Почему медведь зимой спит». Музыка Л. Книппера. Слова А. Коваленкова
  • «Морской капитан». Музыка М. Протасова. Слова О. Саар
  • «Все мы моряки». Музыка Л. Лядовой. Слова М. Садовского
  • «Моряки». Музыка и слова Н. Шахина
  • «Ты не бойся, мама». Музыка М. Протасова. Слова Е. Шкловского
  •  «Буденновец». Музыка Я. Дубравина. Слова М. Наринского
  • «Бравые солдаты». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
  • «Наша Родина сильна». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
  • «Песенка про папу». Музыка В. Шаинского. Слова М. Танича
  • «Солдатик». Музыка Г. Курина. Слова М. Карема
  •  «Наша мама». Музыка Ю. Слонова. Слова О. Высотской
  • «Сегодня мамин праздник». Музыка М. Парцхаладзе. Слова В. Татаринова
  • «Песенка о маме». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
  • «Моя мама». Кубинская народная песня
  • «Я точно-точно знаю». Немецкая народная песня
  • «Лучше друга не найти». Музыка и слова Е. Асеевой
  • «Песенка-чудесенка». Музыка М. Протасова. Слова Н. Соловьевой
  • «До свиданья, детский сад». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
  • «Мы теперь ученики». Музыка Г. Струве. Слова К. Ибряева
  • «Идем в школу». Музыка Ю. Слонова. Слова Н. Найденовой
  • «Урок». Музыка Т. Попатенко. Слова М. Ивенсен
  • «До свиданья, детский сад». Музыка А. Орлова. Слова В. Орлова
  • «Песенка о буквах». Музыка Г. Фрида. Слова А. Бродского
  • «Солнечный зайчик». Музыка В. Мурадели. Слова М. Садовского
  • «Топ и Хлоп». Музыка Т. Назаровой-Метнер. Слова Е. Каргановой
  • «Новичок». Музыка Г. Фрида. Слова А. Бродского
  • «Полечка про Олечку». Музыка Д. Кабалевского. Слова 3. Александровой
  • «Песенка о дружбе». Музыка М. Парцхаладзе. Слова М. Лаписовой
  • «Мы - дружные ребята». Музыка А. Разоренова. Слова Н. Найденовой
  • «Простая песенка». Музыка В. Дементьева. Слова В. Семернина
  • «На мосточке». Музыка А. Филиппенко. Слова Г. Бойко
  • «На даче». Музыка В. Витлина. Слова А. Пассовой
  • «Частушки-топотушки». Музыка К. Маковской. Слова И. Черницкой
  • «Не умеем мы скучать». Музыка Д. Львова-Компанейца. Слова 3. Петровой
  • «Вот была бы благодать!». Музыка Б. Савельева. Слова Б. Савельева
  • «Танцуйте сидя». Музыка Б. Савельева. Слова М. Пляцковского
  •  «Раз, два, три - танцуем мы вот так!». Музыка и слова Л. Шуффенхауэр
  • «Каравай». Русская народная песня «Дружба». Американская народная песня
  • «Птичница-отличница». Музыка Ю. Чичкова. Слова П. Синявского
  •  «Щенок». Музыка В. Герчик. Слова А. Седугина
  • «По малину в сад пойдем». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
  • «Всем нужны друзья». Музыка 3. Компанейца. Слова П. Синявского
  • «Паучок». Музыка В. Вольфензона. Слова М. Райкина
  • «Неваляшки». Музыка 3. Левиной. Слова 3. Петровой
  • «Иди, проходи». Эстонская народная песня
  • «Песенка о гамме». Музыка Г. Струве. Слова Н. Соловьевой
  • «Что хочется лошадке?». Музыка Г. Пятигорского. Слова В. Лунина
  • «Посадили мы березку». Музыка В. Витлина. Слова С. Скаченкова
  • «День рождения». Музыка В. Герчик. Слова Н. Френкель
  • «Машины». Музыка Ю. Чичкова. Слова Л. Мироновой
  • «Про кота». Музыка В. Веврика. Слова А. Чуркина
  • «Котенок и щенок». Музыка Т. Попатенко. Слова В. Викторова
  •  «Так танцуем мы всегда». Немецкая народная песня «Наша воспитательница». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной

Пляски, игры, хороводы

Задачи:

  1. Передавать в движении ритмический рисунок мелодии и изменения характера музыки в пределах одной части музыкального произведения.
  2. Танцевать легко, задорно, менять движения со сменой музыкальных фраз.
  3. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыкальных фраз.
  4. Сочетать пение с движением, передавать в движении характер песни.
  5. Самостоятельно придумывать движения к танцевальной музыке.
  6. Воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения (части, фразы различной протяженности звучания).
  7. Активно участвовать в играх на развитие творчества и фантазии.
  8. Правильно и выразительно выполнять танцевальные движения и различные перестроения. Репертуар:

«Мяч». Музыка Ю. Чичкова. Слова 3. Петровой

«Передай мяч». Моравская народная мелодия

«Почтальон». Немецкая народная песня

«Веселые скачки». Музыка Б. Можжевелова

«Алый платочек». Чешская народная песня

«Отвернись - повернись». Карельская народная мелодия

Хоровод «Светит месяц». Русская народная мелодия

Хоровод «На горе-то калина». Русская народная мелодия

«Зеркало». Музыка Б. Бартока «Полька». Музыка Ю. Чичкова

«Кто скорее?». Музыка Л. Шварца

«Парный танец». Хорватская народная мелодия

«Ищи». Музыка Т. Ломовой

«Танец маленьких утят». Французская народная мелодия

«Роботы и звездочки». «Контрасты»

«Я на горку шла». Русская народная мелодия

«Танец вокруг елки». Чешская народная мелодия

«Жмурка». Русская народная мелодия

«Веселый танец». Еврейская народная мелодия

«Дед Мороз и дети». Музыка И. Кишко. Слова М. Ивенсен

«Парный танец». Латвийская народная мелодия

«Что нам нравится зимой?». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Л. Некрасовой

«Сапожники и клиенты». Польская мелодия

«Скрипучая дверь». Музыка Ф. Черчилля

«Как на тоненький ледок». Русская народная песня

«Полька с поворотами». Музыка Ю. Чичкова

«Детская полька». Музыка А. Жилинского

«В Авиньоне на мосту». Французская народная песня

«Танец». Музыка Ю. Чичкова «Будь ловким!». Музыка Н. Ладухина

Хоровод «Вологодские кружева». Музыка В. Лаптева

«Заря-заряница». Русская народная игра

«Полька с хлопками». Музыка И. Дунаевского

«Звери и звероловы». Музыка Е. Тиличеевой

«Замри». Английская народная песня

«Чебурашка». Музыка В. Шаинского

«Зоркие глаза». Музыка М. Глинки «Лягушки и аисты». Музыка В. Витлина

«Весело танцуем вместе». Немецкая народная песня

«Танцуй, как я!»

«Если б я был...». Финская народная песня

Танцевальные фантазии .

             Свободные танцевальные импровизации под музыку в конце музыкального занятия содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, помогают снять усталость и напряжение, доставляют детям истинное удовольствие.

            Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования и воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных способностей. Для этого проводится диагностирование. Оно осуществляется в процессе музыкальных занятий, во время которых музыкальный руководитель с помощью воспитателя фиксирует уровень двигательных и певческих навыков детей, их интерес к слушанию музыки, чувство ритма. Специальных занятий с целью диагностики проводить не нужно. Этот процесс должен проходить в естественных для детей условиях - на музыкальных занятиях. В рамках программы «Ладушки» диагностика проводится по четырем основным параметрам:

  1. Движение.
  2. Чувство ритма.
  3. Слушание музыки.
  4. Пение.

Все параметры переходят из одной возрастной группы в другую и усложняются.

Средняя группа

1-е полугодие

  1. Движение: двигается ли ритмично.

2.Чувство ритма:

а) активно принимает участие в дидактических играх;

б) ритмично хлопает в ладоши;

в) играет на музыкальных инструментах.

  1. Слушание музыки:

а) узнает знакомые произведения;

б) различает жанры.

  1. Пение:

а) эмоционально исполняет песни;

б) активно подпевает и поет;

в) узнает песню по вступлению.

2-е полугодие

  1. Движение:

а) двигается ритмично;

б) чувствует начало и окончание музыки;

в) умеет проявлять фантазию;

г) выполняет движения эмоционально и выразительно.

  1. Чувство ритма:

а) активно принимает участие в играх;

б) ритмично хлопает в ладоши;

в) ритмично играет на музыкальных инструментах.

  1. Слушание музыки:

а) различает жанры;

б) умеет определять характер музыки (темп, динамику, тембр);

в) эмоционально откликается на музыку.

  1. Пение:

а) эмоционально исполняет песни;

б) активно подпевает и поет;

в) узнает песню по любому фрагменту.

Подготовительная группа

  1. Движение:

а) двигается ритмично, чувствует смену частей музыки;

б) проявляет творчество;

в) выполняет движения эмоционально;

г) ориентируется в пространстве;

д) выражает желание выступать самостоятельно.

  1. Чувство ритма:

а) правильно и ритмично прохлопывает усложненные ритмические формулы;

б) умеет их составлять, проигрывать на музыкальных инструментах;

в) умеет держать ритм в двухголосии.

  1. Слушание музыки:

а) Эмоционально воспринимает музыку (выражает свое отношение словами); умеет самостоятельно придумать небольшой сюжет;

б) проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения;

в) различает двухчастную форму;

г) различает трехчастную форму;

д) отображает свое отношение к музыке в изобразительной деятельности;

е) способен самостоятельно придумать небольшой сюжет к музыкальному произведению;

ж) проявляет желание музицировать.

  1. Пение:

) эмоционально исполняет песни;

б) способен инсценировать песню;

в) проявляет желание солировать;

г) узнает песни по любому фрагменту;

д) имеет любимые песни.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ( в соответствии с ФГОС)

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятие и понимания произведений искусства, мира природы.

Эмоционально отзывчив на музыку, пение, художественное слово, испытывает удовольствие при их восприятии, интересуется ими, любуется красивым; замечает отдельные средства выразительности, Дает простые эмоциональные оценки, замечает данные произведения в повседневной жизни.

Формирование элементарных представлений о видах искусства.

Имеет четкие, информативные представления; в представлениях отражает эпизоды собственного опыта.

Восприятие музыки.

Проявляет интерес к разным видам музыкальной деятельности, стремиться участвовать в ней, внимательно слушает музыку, действует под музыку в соответствии с ее настроением; обыгрывает музыкальные образы; подражает действиям взрослого под музыку; чутко и эмоционально реагирует на изменение громкости, темпа и ритма, отвечает на простые вопросы по содержанию музыкального произведения; узнает многие музыкальные произведения.

Реализация самостоятельной творческой деятельности.

Систематически инициирует разные виды творческой, продуктивной и музыкальной деятельности, стремится к самостоятельности в выполнении действий, гордится результатами, стремится их демонстрировать взрослым.

Фотогалерея

© 2016, Детский сад № 322 г Красноярск