Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают стимулирующее влияние на них функции руки. И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.
Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Дети, которым удаётся выполнить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, если они не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцами не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:
- мозаику, всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них камешков, пуговиц, бусинок и т. д.,
- наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти РУК),
- цветные клубочки ниток для перематывания, наборы верёвочек различной толщины для завязывания,
- дощечки с накатанным слоем пластилина для вкладывания узоров из камешков,
- пластилин и глину для лепки.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
- игровые задания должны постепенно усложняться
- начинать игру можно только тогда, когда ребенок хочет играть
- если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всем должна быть мера!)
- никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребенок неважно себя чувствует
- недопустимо переутомление ребенка в игре.
Я рекомендую такие игры:
- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий — шершавый»; «Найди такой же на ощупь»; «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это); «Горячее — холодное»; «Мокрое — сухое»;
- игры с водой;
- игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Хоровод зверей», «Сушим одежду» (ребенок находит картинку с изображением названного предмета и нанизывает ее на шнурок; в картинке для этого сделано отверстие);
- игры с пластилином;
- игры с бумагой: «Снежинки»;
- фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик...», «Расскажи стихи руками»;
- игры на выкладывание: «Составление целого из частей» - разрезные картинки (2—4 части), кубики, мозаика.