Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно связно оформлять свои мысли. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, её проявление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов.

Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка, достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна, во-первых, речевая среда, и, во-вторых, у ребенка должна потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

В общении с окружающими на первоначальных этапах речевого развития ребенок подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. В овладении речью очень важна языковая способность каждого ребенка. Т.к. точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка (прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в образовании звука. Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому дети и усваивают сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение длительного времени (от 2 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3 – 4 г.), другие усваивают их несколько позже (к 5 – 6 г.).

Но не все дошкольники смогут самостоятельно развивать свои языковые способности, освоить правильное произношение звуков. Некоторые дети на этом этапе овладения речью встречаются  с определенными трудностями. Поэтому общая задача логопеда и родителей: помочь в этом воспитанникам.

Фотогалерея

© 2016, Детский сад № 322 г Красноярск