РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА (февраль)
Образовательная деятельность по формированию правильного звукопроизношения и фонематического восприятия, овладению навыками звукового анализа и синтеза с детьми с ОНР
Старшая группа 1.Продолжать формировать правильное речевое дыхание. 2. Отрабатывать четкость дикции и интонационную выразительность речи. 3. Определять наличие-отсутствие согласного звука в словах, подбор слов с заданным согласным звуком. 4.Учить заканчивать предложение подходящим по смыслу словом. 5. Звуковой анализ 1-2-сложных слов. 6. Упражнение в различении согласных по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
|
Подготовительная группа 1. Различение звуков по артикуляции и по акустическим признакам (гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий). 2. Определение наличия или отсутствия звука в слове. 3.Чтение односложных и двусложных слов. 4. Звуко-буквенный анализ слогов и слов. |
Работа по формированию и совершенствованию грамматического строя речи у детей с ОНР
Старшая группа 1. Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам: «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. 2. Упражнять в составлении двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов: я иду, ты идешь, он идет. 3. Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного и множественного числа: он поёт-они поют; она моет-они моют. 4. Учить образовывать однокоренные слова. |
Подготовительная группа 1. Закреплять навыки употребления в речи относительных и притяжательных прилагательных. 2. Продолжать работу по согласованию существительных с прилагательными множественного числа в И.п и косвенном падежах: У меня есть красные шары. У меня нет красных шаров. 3. Совершенствовать работу над образованием и употреблением в речи приставочных глаголов: приехал, уехал, въехал, заехал, отъехал: прилетела, улетела, залетела, влетела и т.д. 4. Совершенствовать навыки при образовании сравнительной степени прилагательных (здоровее, быстрее, храбрее, выше, дальше) и сложные составные прилагательные (темно-зеленый, быстроногий, толстокожий).
|
Образовательная деятельность по развитию связной речи
Старшая группа 1. Совершенствование навыков ведения диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). 2. Составление рассказа-описания с использованием графических схем. 3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 4. Составление рассказов по картине и серии картин с элементами усложнений. |
Подготовительная группа 1. Совершенствование навыков ведения диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). 2. Составление рассказа-описания и сравнения с использованием графических схем. 3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 4. Закреплять навыки выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих между ними. |
Консультация для родителей
«Забавный ветерок» (дыхательная гимнастика)
Основой дыхательных упражнений «Забавный ветерок» является развитие у детей объёма речевого дыхания, нормализации его ритма, выработка плавного, длительного, экономного выдоха при звучащей речи, правильном усвоении звуков и способности изменять силу их звучания. В дошкольном возрасте важное условие правильной речи – плавный, длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно, с использованием дыхательных игр.
В каждой игре «Забавный ветерок» внимание детей направляется на спокойный, не напряжённый выдох, чтобы при вдохе поза ребёнка была свободной, плечи опущены. Игры выполняются по 3 – 5 раз с паузами. Контролировать правильность речевого вдоха необходимо своей ладонью, которую кладут на область диафрагмы.
Для тренировки речевого дыхания рекомендую дыхательные упражнения «Забавный ветерок»:
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
1. «Листопад» - на выдохе сдувать листики, вырезанные из бумаги или натуральные, держа ладонь с предметами на уровне рта, добиваясь «листопада».
2. «Задуй горящую свечу» - губы округлены, вытянуты. На выдохе задувать горящую свечу, чтобы она потухла.
3. «Останови лошадку» - на выдохе дуть на расслабленные губы, происходит вибрация губ + голос «Тпруу».
4. «Фокус» - выдвинуть вперёд нижнюю челюсть, положить на кончик носа перышко или кусочек ваты. На выдохе с кончика носа сдувать предметы, добиваясь их взлёта.
5. «Одуванчик» - на выдохе сдувать цветочки из бумаги, держа ладонь с предметом на уровне рта.
6. «Буря в стакане воды» - дуть на выдохе через трубочку для коктейля на воду, добиваясь бурления воды.
7.«Снегопад» - на выдохе сдувать снежинки, держа ладонь с предметами на уровне рта, добиваясь взлёта снежинки – «снегопад».
8. Сдувание кусочков ватки с ладоней на выдохе.
9. «Хорошо» - на вдох понюхать платочек, на выдох произнести одно слово «хорошо» - спокойно, медленно по слогам: хо – ро – шо. Потом на выдох произносить фразу в два – три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».
10 .«Кто сильнее? » - надувание воздушных шаров.
11. «Подуй» - на выдох дуть на пригоршни рук, имитируя дутьё на горячий чай, на озябшие руки, при этом произнося шепотом на выдохе «ф – ф – ф».
12. «Кораблики» -дуть на выдохе на бумажные кораблики, которые плавают в тазу с водой.
13. «Чей пузырь больше? »-надувание мыльных пузырей
14. «Понюхать ветку» - держать ветку в руке, на вдох подняться на носочки к веточке, опускаясь, - выдохнуть воздух.
15. «Трубочка» - вдохнуть через нос. А затем на выдохе сделать три коротких выдоха через рот, сложив губы «трубочкой.
16. «Бабочка» - на выдохе дуть бумажную бабочку на нитке, на уровне лица ребёнка, чтобы она «полетела».