1. Ежедневно делайте с ребенком артикуляционную гимнастику.

2. «Не потеряйте» поставленные звуки. Следите за речью ребенка. Повторяйте материал на автоматизацию звуков из тетради для домашних заданий, используйте для этой цели подборку «Автоматизация звуков» на нашей страничке.

3. Развивайте мелкую моторику: рисуйте, раскрашивайте, лепите.

4. Развивайте фонематический слух ( Подробно об этом в статье «Все о фонематическом слухе)

5. Игры со звуками.

«Определи место звука в слове» (начало, середина или конец слова) «Назови слово, которое начинается на звук...» Например:

- на звук А: апельсин, абрикос, аист, аптека, Айболит и др.

- на звук У: утка, удочка, улитка, улица, уши, ученик и др.

- на звук Н: носки, нос, нитки, ноги, ноты, носорог и др.

«Какой одинаковый звук в словах» (называете слова, начинающиеся на один и тот же звук):

- озеро, облако, окна, ослик - звук О;

- лейка, лошадка, лопата, лодка, линейка, лампа - звук Л и др.

«Назови слово, которое я загадала» (Называете отдельные звуки: М, А, К - ребенок называет получившееся слово - мак. П, А, Р, К - парк. М, О, С, Т - мост и т.д.). «Телеграф» (Хлопни столько раз, сколько слогов в слове ЛЕ-ТО - 2 хлопка (2 слога), МА-ШИ-НА - 3 хлопка (3 слога) и др.

6. Повторяйте буквы.

Пишите буквы, штрихуйте, раскрашивайте, выкладывайте буквы из счетных палочек, шнурков, пуговиц, гороха и др. Показывайте буквы пальцами, всем телом. Лепите из пластилина, теста, глины.

Повторяйте стихи про буквы, которые мы выучили в течение года.

7. Грамматические игры.

«Один-много» (Это стул, а это стулья - много стульев и т.д.)

«Назови ласково» (кошка - кошечка, утка - уточка и др.)

«Посчитай 1, 2, 5, 9» (согласование существительного и числительного: одна кошка, две кошки, пять кошек, девять кошек и др.)

«Что из чего» (варенье из малины – малиновое, салат из овощей – овощной, замок из песка – песочный и др.)

8. Игры на развитие словаря.

«Назови одним словом»

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. Можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - .... Птицы - …

«4-й лишний»

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».

Примеры:

Яблоко, слива, огурец, груша;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Береза, дуб, сосна, земляника; и др.

«Отвечай быстро»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

«Говори наоборот»

Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот» например, большой - маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый – храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

«Часть-целое»

Называйте ребенку часть любого предмета, ребенок должен назвать как можно больше предметов, имеющих названную часть. Например: ножка – стул, стол, человек, гриб.

9. Больше разговаривайте с ребенком на самые разные темы!

Учитель-логопед Зырянова Т.В.

Фотогалерея

© 2016, Детский сад № 322 г Красноярск