Особое место в коррекционной работе с детьми логопедической группы занимает развитие у дошкольников фонематических функций. Логопеды параллельно с развитием фонематического восприятия, анализа и синтеза включают в занятия знакомство с буквами. Это позволяет подключить к работе не только слуховой, но и зрительный, и тактильный анализаторы. Важно отметить, что эта работа помогает ребенку с речевой патологией избежать многих ошибок при обучении чтению в начальной школе. Ведь не секрет, что большинство детей, у которых есть или были речевые нарушения, часто испытывают большие трудности в узнавании букв, их запоминании, слиянии в слоги, дифференциации на гласные и согласные и т.д.
В настоящее время существует много азбук и учебников для дошкольников, в которых предлагаются различные варианты ознакомления, как с самой буквой, так и их последовательностью. Очень часто предлагается заучивать с ребенком стихи, в которых встречаются слова на изучаемую букву, например: Аппетитный ананас африканец вёз для нас (Н. Лунина “Книжка-учишка для маминой малышки”) или описывающие элементы буквы: Палочка и палочка, между ними галочка… (“Праздник букваря”), картинки. Все это очень важно, но зачастую оказывается недостаточно, т.к. ребенок, заучив стишок, может его рассказать без запинки, а саму букву, её название вспомнить не может.
В своей работе с первых недель подгрупповых и индивидуальных занятий, параллельно с работой над упражнениями общей артикуляционной гимнастики, начинаем знакомить ребят с гласными буквами (а, у, о, и, ы, э). Акцент делается на артикуляцию и то, что воздух проходит свободно. Это повторяется на каждом занятии с опорой на схематичное изображение губ и воздушной струи. В занятия включаются элементы мнемотехники, ребенок контролирует положение губ в зеркале, проговариваются двустишия.
Приведу образцы двустиший, которые используются при работе над гласными буквами (звуками).
А Рот откроем широко,
Пропоем мы “А” легко.
У Длинный хвост у буквы “У”
Губки вытянем в трубу.
О “О” на обруч так похожа,
Губки кругленькие тоже.
И Улыбнулись широко,
“И-и-и” запели мы легко.
Ы Буква “ы” вдруг рассердилась
И за палку ухватилась.
Э Приготовилась дразниться буква с длинным язычком:
“Э”, так делать не годится!”. Будет стыдно ей потом.
Обязательно сопровождаем каждое двустишие показом схематичного изображения положения губ, затем вместе с ребенком (перед зеркалом) находим нужное положение губ и поём нужный звук.
По мере изучения отрабатываются различные сочетания гласных букв, а также используются “звучащие дорожки” при работе с которыми подключается мелкая моторика ребенка, отрабатывается плавный длительный речевой выдох и модуляция голоса.
При знакомстве ребенка с согласными буквами, больше опираемся на зрительное восприятие ребенка и создание ассоциаций, на что похожа буква. Важно помнить: буква легче запоминается, если есть зрительный образ того, на что похожа данная буква и название этого образа начинается с того же звука! В большинстве случаев этого оказывается достаточно, для того, чтобы ребенок быстро запомнил новую букву, но с некоторыми детьми необходимо выучить двустишие. Здесь также используются элементы мнемотехники (схематично изображаем ассоциацию), мелкая моторика (ребенок печатает букву и картинку, на что она похожа), подключаем к работе зрительный, слуховой анализаторы, идет работа над развитием фонематических функций и т.д.
Последовательность изучения согласных звуков и букв может быть различной, но лучше начинать работу с тех, произношение которых не нарушено. Если ребенок научился правильно произносить звук, хотя бы изолированно, то можно знакомить воспитанника с буквой его обозначающей. Это позволяет не только сразу правильно произносить звук, обозначающий букву, но и дает дополнительные возможности для лучшей автоматизации его в слогах и словах, т.к. подключаются к работе как фонематических слух, слуховое внимание ребенка, так и зрительный анализатор, мелкая моторика. Таким образом, происходит не только скорейшее запоминание буквы, но и успешная автоматизация данного звука.
При знакомстве детей с согласными буквами использую следующий материал.
Н “Н” - нитки на катушке
Нужны чтоб шить игрушки. (Показ схематичного изображения буквы “Н” в виде ниток на катушке)
С Смотри, дружочек,
“С”- сыра кусочек.
К “К” - клюв открыла словно птица,
Комаром чтоб угоститься.
Д Буква “Д” – просторный дом,
Т “Т” - труба на доме том.
Л “Л” - лесенка как лесенка,
По ней шагаем весело.
В “В” - две вкусные ватрушки
Для тебя и для подружки.
П В полочку вдруг буква “П” превратилась
И на стене она очутилась.
М Висячий мост, где речка,
Услышь на “М” словечко.
Р “Р” - рожки крутые, резные, витые.
З Замочек отворился,
В букву “З” он превратился.
Б Буква “Б” с большим брюшком
Ходит медленно пешком.
Г Загнулся гвоздик - не беда,
Увидим букву “Г” тогда.
Ч Буква в цифру превратилась
И четверка получилась.
Ш “Ш” - у шиповника шипы,
С шипами лучше не шути.
Ж “Ж” словно жук на ветке,
Жука нашли вы, детки?
й “Ай” – укололись, “Ой” – уронили,
“Эй” - закричали, “й” - мы узнали.
Х Хохотушка “Х” хохочет,
Рассмешить нас очень хочет.
Ц Царапается буква “Ц”
С коготочком на конце.
Щ “Щ” - на щеточку похожа,
Есть щетинки, ручка тоже.
Ф Мы фонарики зажжем,
Букву “Ф” с тобой найдем.
Е Буква “Е” все ела, ела,
Ежевичку не доела.
Ю Юла поплясала, устала, упала
И очень похожа на “Ю” она стала.
Я “Я”, выставляя ножку, шагает по дорожке,
Она собой гордиться и якать не стыдится.
Ё Бежит колючий ёжик,
На букву “Ё” похожий.