Рекомендации психолога по  преодолению упрямства и капризности у детей:

Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению «приступ», но не очень волнуйтесь за ребёнка.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбудят.

Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

Не сдавайтесь даже тогда, когда «приступ» ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".

Спокойный тон общения, без раздражительности.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь идет о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, и когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

  • за поступок, за свершившееся действие.
  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

  • · ребёнок болен, испытывает недомогание или только оправился после болезни, т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  • · когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  • · во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
  • · после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете его за это, считая, что он виноват).
  • · когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  • · когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  • · когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

  • наказание не должно вредить здоровью.
  • если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще требует наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
  • за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
  • лучше не наказать, чем наказать с опозданием.
  • надо наказывать и вскоре прощать.
  • если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  • ребёнок не должен бояться наказания.

Таблица правильных и неправильных поступков

Правильно

Неправильно

Любить ребенка, таким какой он есть

Любить ребенка за его достижения

Поощрять самостоятельность ребенка

Делать за ребенка то, с чем он способен справиться сам

Дарить подарки искренне

«Откупаться» от ребенка игрушками

Игнорировать истерики ребенка

Превращать истерики ребенка в спектакль

Придерживаться единой тактики воспитания в семье

Предъявлять к ребенку противоречивые требования

Учить ребенка соотносить свои желания с желаниями и возможностями других

Стараться удовлетворять все запросы ребенка

Отказывать ребенку в приобретении новой игрушки, объясняя причину

Мотивировать свои отказы «надуманными» причинами или вовсе не говорить ребенку о своих мотивах

Уважать потребность ребенка в собственном волеизъявлении

Подавлять его волю для того, чтобы подчеркнуть главенствующую роль

 

Фотогалерея

© 2016, Детский сад № 322 г Красноярск