Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу – статусу школьника. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии.
У дошкольников развивается несколько видов деятельности: игровая, изобразительная, конструктивная, элементы трудовой. Каждый вид деятельности ставит определенные задачи перед восприятием, мышлением, речью и личностью ребенка и требует определенного уровня их развития.
В начале среднего дошкольного возраст происходит переход от одиночных игр к совместным. Сначала дети начинают проявлять интерес к игре другого ребенка, эпизодически включаются в нее на короткое время. Пока игра заключается лишь в выполнении элементарных действий с игрушками, она еще не дает оснований для устойчивого общения. Дети могут меняться игрушками, помогать друг другу, но потом снова расходиться. Расширяется тематика детских игр, и усложняются их сюжеты. Главным становится воспроизведение отношений между людьми. На данном возрастном этапе большое значение имеет правильная организация игры, так как дети учатся договариваться, разрешать конфликты. Взрослый, прежде всего, должен организовать обсуждение и решение вопросов, возникающих по ходу игры, самими детьми. Далее воспитанники сами становятся организаторами своей игры.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
В познавательной деятельности происходят значительные изменения.
Восприятие становится более развитым, но оно еще крайне слабо организовано, поэтому большое значение имеет направляющая функция педагога. В среднем дошкольном возрасте происходит усвоение общепринятых сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Самое трудное для детей – усвоить эталоны величины, так как дошкольники не владеют еще системой мер. Поэтому они обозначают величину предметов только через ее отношение к величине других предметов (что больше, что меньше). К 5 годам, как правило, дети владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, отношениях 3-4 величин (большой, маленький, самый большой, самый маленький). Они способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Овладение способами восприятия происходит следующим образом: новые задачи, требующие учета свойств предметов, дети начинают решать при помощи проб, а затем переходят к внутренним пробам, сравнению на глаз свойств предметов с усвоенными эталонами. К 5 годам дети в достаточной мере владеют внутренними способами восприятия, но в затруднениях все еще прибегают к помощи внешних приемов.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение. Но преобладающей остается образная память непроизвольного характера. Запоминание и восстановление образов в памяти происходит в деятельности и зависит от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание, что было интересно и произвело на него впечатление.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мыслительное преобразование образа. Дети постепенно переходят к решению сначала простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом при помощи наглядно-образного мышления. Решение задач с косвенным результатом в уме – важное достижение в развитии нагдядно-образного мышления ребенка. В нем проявляется одна из отличительных особенностей человеческого мышления – косвенное познание, основанное на установлении связей и отношений. К концу среднего дошкольного возраста дети могут уже осознанно пользоваться наглядными моделями для обозначения качеств, характерных не для одного предмета, а для группы сходных предметов.
Продолжает развиваться воображение. Вначале преобладает воссоздающее воображение, которое состоит в воссоздании образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, материала, накопившегося в его памяти, и уровня понимания им того, что он слышит от взрослого, видит на картинках. Однако опыт ребенка недостаточно богат, уровень понимания недостаточно высок, поэтому возникающие образы чаще далеки от реальности, содержат смешение самых разнородных элементов, почерпнутых из разных источников. Отличительная особенность образов воображения у дошкольников – их яркость и эмоциональность, легкость возникновения и смены. Одно из проявлений яркости возникающих у ребенка образов состоит в том, что ребенок верит в них почти как в реальные явления. К 5 годам формируются такие особенности воображения, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно приходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. У детей формируется потребность в уважении, признании со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группе начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Активно развивается половая идентификация, т.е. ребенок усваивает половую роль с общепринятыми стереотипами поведения, соответствующими определенному полу. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать для себя игровые роли. Поэтому общение мальчиков и девочек в среднем дошкольном возрасте носит особенный характер: с одной стороны, это общение по поводу игры, в которой строго распределены роли в зависимости от пола, с другой – это непосредственное общение со сверстниками.