Консультация для родителей

          Приходя в первый класс, у ребенка должен быть соответствующий уровень речевого развития. Из чего он складывается и на что родителям необходимо обратить внимание:

  • Речевая коммуникация
  • Связная речь
  • Словарь
  • Грамматика
  • Звукопроизношение

          Речевая коммуникация - это когда ребёнок достаточно активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли.
          К 7-ми годам у ребенка хорошо развита связная речь. Он способен составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Он может правильно формулировать основную мысль, последовательно и точно строить пересказ, умеет использовать сложные предложения. Возможны ошибки при построении сложных предложений, согласовании причастных оборотов: «У меня есть кошка, которого зовут Симка, и она сильно царапучая».

          Ребенок 7-ми лет умеет изменять громкость голоса, интонацию. Читает выразительно стихи. Иногда просит разъяснить смысл некоторых стихов.

          К 7-ми годам у ребенка формируется достаточно большой словарный запас. Словарный запас увеличивается до 3500 слов. Ребенок 7 лет умеет обобщать и классифицировать предметы. Диагностика показала, что дети не знают или забыли такие обобщения, как транспорт, инструменты, школьные принадлежности, профессии (испытывают трудности в назывании таких профессий, как учительница, маляр, водитель, продавец); не помнят как называются такие предметы, как трамвай, троллейбус, поезд, утюг, портфель, линейка.

          В речи ребенка 7 лет присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря; на скорую руку и др.) В своей речи он активно использует антонимы (грустный - веселый, бежать - стоять), синонимы ( лошадь, конь, жеребец, скакун) и т. д. Диагностика показала, что дети подготовительной группы с трудом подбирают антонимы к прилагательным высокий, широкий; к глаголам прилетел, входит, поднимается.
          Грамматика - к 7-ми годам ребенок умеет  понимать и различать логико-грамматические конструкции.
Пример : Оля пошла в кино после того, как прочитала книгу. Что она сделала вначале?
Мальчик бежит за собакой. Кто бежит впереди?
А также правильно образовывать слова.
Пример: Варенье из слив - сливовое, шуба из меха - меховая.
               У лисы - лисята, у льва - львята.

          Звукопроизношение. В 7 лет ребенок произносит все звуки родного языка в словах, во фразовой речи. Помните, что правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма.  Если ребенок в устной речи пропускает, заменяет или искажает какой-либо звук, то и на письме он будет делать те же ошибки. Поэтому очень важно до школы исправить нарушенные звуки и автоматизировать их в свободной речи.

          Продолжает развиваться фонематический анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов.

          Для успешного овладения навыком письма в школе, необходимо еще в дошкольном возрасте готовить руку ребенка к письму. Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти рук, которые ещё недостаточно развиты. Для детей такая работа трудна и утомительна. Для правильной работы мозга при письме очень важен массаж подушечек пальцев. Хорошо если место «хватки» карандаша или ручки покрыто пупырышками, или чтобы они были трехгранными. Когда ребенку удобно держать карандаш или ручку, тогда почерк скорее стабилизируется. Поэтому сейчас очень важное значение имеет развитие мелкой моторики рук (шнуровки, мозаики, пазлы, перебирание крупы, нанизывание бусин, застегивание и расстегивание пуговиц, замков; штриховки, обводки, трафареты, раскраски).

Подготовила и провела

учитель-логопед группы "Почемучки"

Борисова Н.Б.

Фотогалерея

© 2016, Детский сад № 322 г Красноярск