ПРОЕКТ «Я живу в России. Я – частица Красноярска»
Авторы проекта: Гришина С.В., Колоколова И.В.
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»
К. Паустовский
Актуальность темы
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...» Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Чувство патриотизма не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от его родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально - культурным традициям. Тема патриотизма на сегодняшний день – острая и важная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его только надо взрастить и усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011- 2015 гг.», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795, определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны заложить фундамент и строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее». От того, что дети видят, слышат, что они читают, что их окружает, во многом зависит морально - нравственный климат в обществе в целом. Поэтому на современном этапе развития общества, патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. В основу патриотического воспитания в детском саду должна быть положена любовь к своему родному краю, к своей Малой Родине. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка мира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.
Цель проекта – воспитание у детей гражданских и патриотических чувств посредством создания условий для формирования нравственных ценностей.
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России
Задачи проекта:
- Сформировать знания о Родине и родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, выдающимися людьми, достижениями.
- Познакомить детей с государственной символикой России и родного города
- Воспитывать у детей любовь и уважение к Родине и родному краю и его истории.
- Приобщать к культуре и традициям русского народа.
- Способствовать развитию интереса к народным обычаям, традициям, промыслам, к народной культуре.
- Воспитывать нравственные чувства: уважение, гордость, ответственность, патриотизм.
- Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада
- Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим
- Расширять предметно-развивающую среду
- Воспитывать интерес к чтению художественной литературы
- Воспитывать активную жизненную позицию
- Расширять словарный запас
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, специалисты ДОУ, родители, социальные партнеры.
Вид проекта: групповой, информационный, практико – ориентированный, долгосрочный
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)
Ожидаемые результаты:
- Пробуждение познавательного интереса к Родине и родному краю у детей и родителей.
- Сформировано чувства национального достоинства и ответственности.
- Сформирован устойчивый интерес у детей к изучению прошлого своей страны, города, района.
- Сформирована активная позиция родителей к осуществлению нравственно – патриотического воспитания детей.
Основные формы и методы реализации проекта:
- Непосредственно организованная деятельность с детьми;
- дидактические и сюжетно – ролевые игры;
- познавательные игры, викторины;
- мультимедийные презентации;
- анкетирование;
- познавательные рассказы педагогов, родителей, детей ВОВ, бабушек, дедушек;
- совместные семейные праздники, развлечения;
- работа с моделями и схемами;
- самостоятельная, творческая, продуктивная деятельность детей;
- чтение познавательной и художественной литературы;
- беседы;
- совместная и самостоятельная работа с иллюстрациями и фотоматериалом;
- участие в городских конкурсах;
- привлечение соц.партнеров: детей ВОВ, общество «Боевое братство», Российский совет ветеранов Афганистана, служащих внутренних войск : МЧС, кинологи с собаками.
Реализация проекта
1 этап – организационно – подготовительный.
- подбор и анализ методической литературы;
- обработка периодической печати;
- организация предметно-пространственной среды: создание мини-музея «Русская изба», уголка по патриотическому воспитанию;
- установление контакта с соц.партнерами;
- составление перспективного плана;
- подбор и разработка необходимых материалов (бесед, анкет, конкурсов, викторин, художественной и познавательной литературы, мультимедийных презентаций и т. Д.)
- подготовительная работа с родителями (опросники, помощь в пополнении предметно – развивающей среды по теме: фотоальбомы, открытки и т.п.)
2 этап – основной.
Перспективный план непосредственно – организованной деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТАРШАЯ ГРУППА |
|
СЕНТЯБРЬ |
«Страна Вежливости» |
ОКТЯБРЬ |
«Уважай отца и мать, будет в жизни благодать» |
НОЯБРЬ |
«Доброе дело делай смело» |
ДЕКАБРЬ |
«Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем» |
ЯНВАРЬ |
«Россия – наша Родина. Мы – россияне» |
ФЕВРАЛЬ |
«Государственные символы России» |
МАРТ |
«Народный быт и фольклор России» |
АПРЕЛЬ |
«Растительный и животный мир России» |
МАЙ |
«Могучая река Енисей» |
Перспективный план проводимых мероприятий
Художественное творчество |
Дидактические и сюжетно – ролевые игры |
Выставки, конкурсы, вернисажи |
Развлечения, праздники, досуги |
Рисование: «Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Флаг России», «Кремль Москвы», «Герб Красноярска», «Вечерний город», «Течет река Енисей», «Русский национальный костюм», «Русская матрешка», «Космический корабль летит к звездам», «Театр им. Ф.Волкова», «Люблю березу русскую», «Сосновый бор», народная роспись – гжель, хохлома, дымка, «Праздничный салют» Лепка: «Овощи с нашего огорода», «Листья желтые над городом кружатся…», «Яблоня в саду», «Животные нашего леса» Аппликация: «Ковер из осенних листьев», «Открытка для мамы(папы)», «День победы», «Русский сарафан», «Флаг России», «Корабли на рейде» |
Дидактические игры: «Кто старше», «Дом, улица, город», «Что из чего», «Угадай народную роспись», «Найди отличия», «Кому что нужно для работы», «Назови войска», «Узнай по описанию», «Я начну, а ты продолжи», «Разрезные картинки: наш год», «Я знаю 5…», «Деревья и кустарники», «Народные костюмы» Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дочки – матери», «Космонавты», «Пограничники», «Мы моряки», «Военный парад», «Путешествие моей семьи», |
«Дары осени», «Герб нашей семьи», мини - музей старинных вещей, «Кукла моей бабушки» «Что означает моё имя», «Семейный фотоальбом», «Где я был в России», «Достопримечательности Красноярска», фотовыставка ,«Моя мама на работе», «Рисую вместе с папой», «План нашего микрорайона», «Мой дом – моя крепость» |
«День знаний», « История возникновения Красного Яра» (соц.партнеры – казаки) «ПДД» с соц. Партнерами. «23 февраля» (РСВА); «Животные на защите родины» ( с привлечением кинологов с собаками); «Масленица», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Русская ярмарка», «День Победы» (вс привлечением ветеранов ВОВ и боевого братства) |
Мультимедийные презентации:
- «Русская изба»;
- «Россия – моя Родина»;
- «Родной, любимый Красноярск»;
- «Предприятия родного города»;
- «Армия России»;
- «Золотое кольцо России»;
- «Мой родной Красноярский край».
Альбомы:
- «Государственная символика России и Красноярска»;
- «Природа родного края»;
- «Города России»;
- Красноярск- прошлое и настоящее»;
- «Красноярск спортивный»;
- «Заповедники России».
3 этап – заключительный.
Подведение итогов.
Список используемой литературы:
- Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008.
- Данилина, Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации программы Патриотическое воспитание граждан Российской федерации. – М: Аркти, 2003.
- Дыбина, О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада: методическое пособие. – М: Мозаика-Синтез, 2010.
- Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Подготовительная группа: методическое пособие– М: Издательство Скрипторий, 2010.
- Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей /авт. сост. Ю.Е.Антонов, Л.В. Левина и др. – М.:АРКТИ, 2003.
- Козлова, А. В. Работа с семьёй: методическое пособие. – М: Сфера, 2004.
- Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие – М: ТЦ Сфера, 2007.
- Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается родина: методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2003.
- Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005.
- Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова - М: АЙРИС-пресс, 2008.
- Оверчук Т.И. Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников.