Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 41 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художетсвенно-эстетическому направлению развития детей" город Красноярск

ВФСК ГТО

gto big 200

Красноярский стандарт качества образования

kskobanner

Авторизация

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественной литературе с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Иван-царевич и серый волк»

Цель: продолжать знакомить с волшебными сказками, их образным строем и структурой сюжета.

Задачи:

- обучающие:

- формирование умения с помощью картинок-символов обозначать каждый значимый эпизод сказки и кратко воспроизводить его, используя повторяющиеся образные выражения.

- развивающие:

- создание условий для проигрывания сказочных эпизодов, использования в диалогах характерных для сказок образных выражений;

- развивать чувство языка;

- воспитательные:

-воспитание интереса к русскому народному творчеству.

Образовательная среда

Средства обучения и воспитания:

- Демонстрационный материал: книга с русской народной сказкой «Иван-царевич и серый волк»; магнитная доска на колёсах, фломастеры, картинки с нарисованными символами в форме кружочков и два чистых кружочка; медальоны – сказочные герои: «Иван-царевич», «волк»; карточки с нарисованными схематически человечками для игры «Веселые человечки».

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Планируемые результаты:

- дети познакомятся с новой русской народной, волшебной сказкой, с помощью картинок-символов обозначат значимые эпизоды сказки и кратко перескажут три эпизода из сказки.

Ход образовательной деятельности

Накануне воспитатель читает детям 2 части русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк» (в обр. А. Н. Толстого) до того момента, как серый волк, схватил ворона с воронёнком. До слов: «Ты лети-ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу твоего воронёнка».

1. Мотивационно – побудительный этап.

Воспитатель. Дети, какую сказку мы читали вчера? Вы помните, на чём мы остановились? (Читаю окончание сказки.) «Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец». Понравилась вам сказка?

Знаете ли вы ещё какие-нибудь сказки о Жар-птице, златогривом коне, прекрасной царевне?

2. Основной этап.

Воспитатель. Предлагаю вам восстановить последовательность событий происходивших в сказке, с помощью картинок-символов. Для дальнейшей нашей работы объединитесь парами, и сядьте вместе на стульчики. Пара будет рассказывать эпизод из сказки. Договоритесь, кто из вас будет волком, а кто Иван-царевич. Дети договариваются 2 - 3 минуты.

Воспитатель. Давайте все вместе вспомним, как начиналась сказка, какими словами. «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном».

Что случилось у царя Берендея?

- Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать….

Воспитатель. Какой символ мы можем нарисовать про этот эпизод сказки? (Обсуждается и выбирается символ с детьми, например, изображение яблочка или яблони.) Ребенок выходит к доске и рисует символ.

Воспитатель. «Позвал царь сыновей и говорит им:

- Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, места познавали, не напали бы на Жар-птицу.

Я нарисовала несколько картинок-символов для обозначения значимых эпизодов сказки. Какой символ мы присвоим этому эпизоду? Ребенок подходит и выбирает.

Иван-царевич отправился на поиски Жар-птицы (например, фигурка Ивана-царевича).

Воспитатель. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Давайте поиграем и отдохнем. У меня на карточках схематически нарисованы человечки делающие зарядку. Я буду показывать по очереди карточки, а вы выполнять упражнения.

Проводится игра «Веселые человечки».

Воспитатель. Вспомните дети, как произошла встреча Ивана-царевича и серого волка, и как волк стал помогать ему. Этот эпизод из сказки расскажут… (называю имена детей).

Два ребёнка надевают медальоны со сказочными героями: «Иван-царевич» и «серый волк» и пересказывают эпизод сказки.

Дети переворачивают картинку-символ с фигуркой волка.

Воспитатель. Что произошло дальше? Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости.

Кто расскажет следующий эпизод сказки?

Двое детей выходят, надевают медальоны со сказочными героями и пересказывают вместе с воспитателем следующий эпизод из сказки.

Какой символ нарисуем для этого эпизода сказки? Выходит ребенок и рисует Жар-птицу.

Воспитатель. Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Долго ли, коротко ли, добегают они до той крепости, где стоит конь златогривый.

Какая пара расскажет про этот эпизод из сказки.

Двое детей выходят, надевают медальоны со сказочными героями и пересказывают следующий эпизод из сказки.

Ребята переворачивают картинку-символ с фигуркой коня.

Воспитатель. В третий раз серый волк сам пошел и украл Елену Прекрасную.

Переворачивается картинка-символ (фигурка царевны).

Физкультминутка.

Воспитатель. Удалось ли Ивану-царевичу выполнить поручение отца и добыть Жар-птицу? Променял Иван-царевич Елену Прекрасную и коня златогривого на Жар-птицу с клеткой? Опять ему помог серый волк.

Воспитатель. Помните, как волк оживил Ивана-царевича? Какие волшебные предметы он для этого использовал?

Переворачивается картинка-символ (два маленьких ведёрка).

Воспитатель. Чем закончилась сказка?

Иван-царевич с Еленой Прекрасной вернулись домой. Дети переворачивают последнюю картинку-символ (изображение дворца).

Воспитатель. Какими словами заканчивается сказка?

А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

Вот так можно схематично изобразить последовательность сказочных событий, а потом самим попробовать сочинить сказку и нарисовать иллюстрации.

В волшебных сказках герои, отправляясь в путешествие, обязательно встречают волшебных помощников, которые подсказывают им, как пройти испытания и помогают их преодолеть.

3. Рефлексивный этап.

Воспитатель. Кто из персонажей этой сказки вам понравился и почему?

Мне тоже понравился волк, и ещё понравилось, как вы сегодня эмоциональнопересказывали эпизоды сказки парами. Вы хорошо запомнили волшебную сказку «Иван-царевич и серый волк» и сможете самостоятельно её рассказать с помощью картинок-символов. На следующем занятии вы самостоятельно будите рисовать символы к другой русской народной сказке.

Воспитатель. Сидун Светлана Николаевна

Литература.

Алиева Т. И. , Васюкова Н. Е. Художественная литература для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989.

Русские народные сказки / худож. Ю. Н. Кравец, Г. Н. Кравец. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

МБДОУ Детский сад № 41 "Колокольчик". Город Красноярск, ул. Борисевича, дом 24, телефон: 8 (391) 266-97-33, е-mail: ; ул. Глинки, дом 15 «А», телефон: (391) 264-84-34 е-mail: