Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 41 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художетсвенно-эстетическому направлению развития детей" город Красноярск

ВФСК ГТО

gto big 200

Красноярский стандарт качества образования

kskobanner

Авторизация

Мы постепенно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах.

Так постепенно складывается наша самооценка. Но зачастую родители забывают, что процесс этот начинается уже в самом раннем возрасте. Кому из нас не приходилось слышать подобные реплики: «Ну вот, посмотри, как сделал Петя.А что опять у тебя не получилось?!» Или: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки(есть кашу, читать буквы и т.п.)так и не научился!». Много, много подобных высказываний можно услышать от родителей, которые не задумываются над тем, что именно из их оценок и складывается, в первую очередь,мнение ребенка о самом себе. Именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

В дошкольном возрасте у нашего ребенка складывается ощущение благополучия – неблагополучия, которое в некоторой степени может помочь нам предположить, кем он станет в будущем: «лягушкой» или «принцем». «Принц» (победитель)- это человек, преуспевающий в любом деле, которое он выполняет. «Лягушка» (неудачник) – тот, кто считает себя не в с силах осуществить намеченное.

Наша самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребенок, совпадало с его реальными возможностями. Хотите проверить, какая самооценка у вашего ребенка? Это очень легко сделать с помощью следующего теста.

Давайте нарисуем на листе бумаги небольшую лестницу всего из 10 ступенек. Вот такую:

Теперь эту лесенку надо показать ребенку. На самой нижней ее ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.п.) мальчики и девочки, которые живут в нашем городе (ходят в наш детский сад и т.п.), на второй ступеньке – чуть – чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие (добрые, умные, послушные и т.д.) девочки и мальчики. Важно, чтобы ребенок понял на какой ступеньки стояткакие дети, поэтому можно переспросить его об этом.

А теперь давайте спросим нашего ребенка, на какой ступеньке стоял бы он сам. Пусть нарисует себя на этой ступеньке. Вот мы и выполнили это задание, а теперь попробуем разобраться, что же у нас получилось.

Психологи считают, что если ребенок ставит себя на первую, вторую или третью ступень, то он обладает заниженной самооценкой, если на четвертую, пятую , шестую или седьмую, то средней (адекватной), а если на восьмую, девятую и десятую, то ы должны считать, что самооценка нашего ребенка слишком высока.

Давайте посмотрим, как это проявляется в поведении. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшимии не дразнят других в случае выйгрыша. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше остальных. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я самый лучший (сильный, красивый).Вы все должны слушать меня». Такой ребенок бывает агрессивным по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидерами детской группы.

А теперь несколько советов родителям, заинтересованным в формировании правильной самооценки:                                    

  • Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от того, что он сделал.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
  • Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
  • Не забывайте поощрять других в присутствии ребенка.
  • Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может достичь этого.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой.
  • Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться, особенно в переходные, кризисные периоды в жизни ребенка.

Наше отношение к ребенку, оценка его успехов и неудач - все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе.

«Что же нам делать, если самооценка нашего ребенка неадекватна?» - часто возникает вопрос. Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам – все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе.

В таком случаи рекомендуется выполнить ряд упражнений с ваши ребенком, которые помогут лучше осознать себя и сформировать положительноеотношение к самому себе:

ØИгра «Имя»

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите ребенка, почему ему не нравятся или нравится свое имя, почему бы он хотел,чтоб его назвали по-другому.

Эта игра может дать вам дополнительную информацию о самооценке ребенка. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенокнедоволен собойили хочет быть лучше (в свое сознании), чем он есть сейчас.

ØУпражнение «Проигрывание ситуаций»

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Полезно меняться ролями с родителями.Пример ситуации:Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?

ØИгра «Жили-были»

    Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки, рассказы, истории…    Сформировать уверенность в себе, снять психоэмоциональное напряжение, развить воображение и т.д. помогут игры-сказки М.А. Панфиловой.

Ø"Зеркало"

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в " Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

Подготовила: Вшивкова Валентина Викторовна

МБДОУ Детский сад № 41 "Колокольчик". Город Красноярск, ул. Борисевича, дом 24, телефон: 8 (391) 266-97-33, е-mail: ; ул. Глинки, дом 15 «А», телефон: (391) 264-84-34 е-mail: