Организация праздничных утренников в ДОУ

Подготовка и проведение праздничных утренников всегда была и остается нелегкой задачей для педагогов.

Существует четыре различные формы организации праздников, которые отличаются как по строению, так и по методике подготовки и проведения. Рассмотрим их более подробно.

Первую форму условно назовем «затейничество». В ее основе – игровая идея, затея, соответствующая содержанию праздника (события), разворачивающаяся в определенном сюжете (№Путешествие по сказкам», «В гостях у любимых героев» и т. д.). Сценарий утренника предусматривает как приготовленные выступления, так и игровые ситуации, в которых дети действуют спонтанно. Главным стержнем, «напряжением» должна быть непредсказуемость, неожиданность, сюрприз. Следовательно, в процессе подготовки не может быть никаких «прогонов», генеральных репетиций, иначе потеряется основная идея.

Вторая форма – «концерт самодеятельности». Слово «концерт» в переводе означает «соревнование», «состязание». В детских садах в настоящее время это одна из популярных форм организации детских утренников, особенно на праздник «8 Марта», «Выпуск детей в школу» и др. Концерт требует осознанной и тщательной подготовки выступлений, демонстрирующей «таланты», индивидуальные возможности юных артистов. Задача постановщика – выстроить программу концерта таким образом, чтобы впечатления от выступлений все время шло по линии возрастания положительных эмоций, и при этом было соблюдено соотношение в различных жанрах, тематике выступлений и т.д. Концерт – одна из сложных форм организации утренников детей дошкольного возраста, так как здесь нельзя допускать публичных «провалов» детских выступлений, наносящих иногда психическую травму ребенку. Концерт должен состоять из нескольких блоков, выстроенных жанрово и тематически. Подготовка к таким праздникам требует «частичных» репетиций, особенно массовок (например, групповых упражнений с предметами, выступления хора и т.д.)

Третья форма – «театрализованное представление», в основе которого – игра-драматизация по         мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. В отличие от формы, где главное – сюрприз и импровизация, игра-драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как «повторение выученного», а «поиск действий и взаимодействий», «вхождение в образ». При подготовке театрализованного представления уместна и «генеральная репетиция» (в ходе которой необходимо создать игровую ситуацию – подготовку спектакля). Хотя это и большая нагрузка для детей, но это необходимо для создания целостного образа, понимания сюжета и своей роли в нем. Необходимо заинтересовать юных актеров содержанием постановки, дать им возможность выбрать или принять свою роль, найти свои, индивидуальные способы самовыражения. Организация театральных представлений требует от педагога не только умения, а точнее педагогического мастерства, но и режиссерского таланта. На практике взрослые часто сами играют некоторые роли в спектаклях, и это наиболее плодотворный труд, так как дети «заражаются» примером своего воспитателя.

Следующая форма организации праздничных утренников строится на основе фольклорных праздников и подчиняется культурно-историческим традициям. Наиболее типичными из обрядовых праздников, которые отмечаются с детьми в садах и школах, является Масленица, тематические праздники с русскими народными песнями и играми.

Итак, я коротко представила четыре формы организации детских утренников – затейничество, концерт, театрализованное представление и фольклорный праздник. Все они отличаются не только по форме, но и по содержанию, методике работы с детьми. Наиболее доступная и универсальная форма – затейничество, которая основывается на игровой идее. В сочинении и построении подобных сюжетов надо научиться видеть логику, некую структурную модель, и тогда проектирование сценариев праздничных утренников станет более осмысленным и целенаправленным. Кроме того, к придумыванию игровых сюжетов можно (и нужно) привлекать детей, а иногда и их родителей, и таким образом весь процесс – от замысла до его реализации – превращается в совместное творчество.

© 2015, Детский сад № 5 г Красноярск