Театр детских рук

Я предлагаю всем, кто хочет сделать общение с детьми приятным, интересным и полезным, поиграть в речевые игры. Потому что играть со словом детям не менее полезно, чем с понравившейся игрушкой, а участие взрослых делает это занятие еще более привлекательным. Итак, что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Стихи, где есть сюжет, действие и персонажи, где могут происходить те или иные события. Особенно нравятся ребятам и легко запоминаются стихи с юмором. Такие произведения несложно найти на страницах детских журналов.

Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор так же служит прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и собственные тексты. Придумывая вместе с ребенком движения, мы развиваем его фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм слуха.  Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем интерес к художественному слову, желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры так же так же помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь ребенка интонационно богатой и выразительной. Но, главное, пожалуй, то, что ваш малыш играя вместе с вами и выступая в самых разных ролях, избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления.

Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. После прочтения стихотворения, проговорите с детьми о его содержании, уточните ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Затем для каждой строки придумайте вместе с детьми удобный и соответствующий тексту жест. Хорошо, если эти жесты будут связаны друг с другом. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми дайте жестам названия, например, «домик», «дерево», «окошко», «глаза» и т.д. Если детям 2 – 4 лет, взрослый уже предлагает готовую форму, то ребята старшего возраста придумают жесты сначала вместе с ним, а затем и самостоятельно.

Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте идет речь о бабушке, текст  произносят по-старушечьи, если о мяснике – грубоватым голосом, о мышонке – тоненьким, высоким, о бычке говорят, наоборот. Низко, протяжно и т.п. Элементы звукоподражания вносят в игру оживление и веселье.

Играйте с детьми в речевые  игры!

Мы сидели на печи.

Мы сидели на печи,

Ели булки, калачи.

Бабка – ежка прилетела

Все бараночки поела.

Нам остался лишь батон,

Кто не съел, тот вышел вон!

 

Как у бабушки Наташи.

Как у бабушки Наташи

Ели вкусную мы кашу.

Каша пшенная с дымком

С хлебом, маслом, молоком.

Взяли мы большие ложки,

Съели все до самой крошки.

Вот какая каша

У бабушки Наташи!

 

Аты – баты, шли солдаты!

Аты – баты, шли солдаты,

Аты – баты, на базар.

Аты – баты, что купили?

Аты – баты, самовар!

Аты – баты, сколько стоит?

Аты – баты, сто рублей!

Аты – баты, заходите,

Выпьем чаю поскорей!

 

Барабан.

Робин Бобен Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника.

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом,

Скушал кузню с кузнецом.

А потом говорит:

-У меня живот болит!

© 2015, Детский сад № 5 г Красноярск