ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В МБДОУ №5

Подготовила: инструктор по физической культуре Медведева Ж.В.

Известно, что здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей.

Наше учреждение осуществляет всестороннее воспитание и обучение детей с приоритетным направлением физического и психического развития, а также оздоровление всех воспитанников. Поэтому так важно создание в ДОУ всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий, так как только здоровый ребенок может усваивать все то, чему его учат, справляться с предъявленными требованиями, быть активным, работоспособным и нормально развиваться. Для осуществления задач по максимальному оздоровлению детей в ДОУ осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию. В основе укрепления здоровья и формирования предпосылок здорового образа жизни лежат задачи, которые включают в себя:

  • организацию рационального режима дня, обеспечение необходимой продолжительностью сна в соответствии с возрастными потребностями;
  • создание условий для оптимального двигательного режима;
  • осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;
  • полноценное питание;
  • обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;
  • создание атмосферы психологического комфорта.

Исходя из поставленных задач, составлен перспективный план развития ДОУ по совершенствованию системы физического воспитания и оздоровления детей. В нем отражена предстоящая деятельность с педагогическими работниками, детьми и родителями. Важным условием успешного физического развития и оздоровления детей является диагностическая работа врача, старшей медсестры, физинструктора. Они определяют исходные функциональные показатели здоровья ребенка и уровень его физической подготовленности. Полученные первичные результаты являются отсчетом для прогнозирования особенностей развития ребенка, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, учитывая индивидуальные особенности детей. Все эти данные записываются в индивидуальную карту ребенка.

В своей деятельности мы ориентировались на требования государственного образовательного стандарта дошкольного образования . В ДОУ создали хорошо оснащенный спортивный зал с физкультурным оборудованием и инвентарем. В группах с учетом возрастных особенностей оборудованы "Уголки здоровья". На территории детского сада имеется: спортивная площадка.

Для проведения спортивных и подвижных игр, оздоровительного бега приспособлены тротуары вокруг ДОУ и свободные места.

С учетом научной методики оздоровления и внедрения современных технологий разработан рациональный режим дня, в равной мере стабильный и одновременно гибкий, динамичный для детей. Он предусматривал их разнообразную деятельность в течение дня с учетом состояния здоровья и возраста при неизменности времени основных компонентов режима. Это создало условие для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития ребенка и давало возможность педагогам раскрыть их индивидуальные особенности и творческий потенциал.

Ежедневно во всех группах проводятся разные формы физического воспитания детей: утренняя гимнастика в спортивном, музыкальном залах или на улице, подвижные и спортивные игры в течение всего дня, занятия физкультурой, закаливание, оздоровительный бег, дыхательные и другие корригирующие упражнения. Кроме того, устраиваются дни здоровья, зимние и летние спартакиады. В то же время воспитатели постоянно обеспечивают своевременную смену видов деятельности и не допускают переутомления у детей, одновременно обеспечивая их высокий уровень двигательной активности в течение дня.

Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма ребенка. Как известно, оно способствует укреплению его здоровья и снижению заболеваемости, созданию условий и привычек здорового образа жизни. Закаливание осуществляется при соблюдении необходимых гигиенических условий и требований: свежий воздух, соответствующая температура воздуха в помещении и вне его и качество одежды. При проведении закаливания строго соблюдались следующие условия для ребёнка:

  • он должен быть здоров в данный момент;
  • находиться в комфортном состоянии

Воспитатель организовывает проведение закаливания так, чтобы он видел и чувствовал состояние каждого ребенка, умел создать благоприятный психологический микроклимат. Нами используется щадящий метод закаливания: босохождение по массажным коврикам, ребристой доске, расположенными в разных местах группы. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма.

После сна под руководством воспитателя дети в постели выполняют гимнастику в игровой форме. Важным закаливающим средством являются прогулки. Они проходят с оптимальным двигательным режимом общей продолжительностью в течение дня не менее 4 часов, с обязательным использованием подвижных игр, упражнений циклического характера (прыжки, бег, пробежки с предметами и другое).

Особое значение в воспитании ребенка придавали развитию движений на занятиях по физкультуре. Исходя из возраста, времени года, места проведения (помещение, улица) нами использовались разные варианты по физической культуре: по традиционной схеме; состоящие из подбора подвижных игр разной интенсивности; занятия - тренировки основных движений; занятия - соревнования; ритмическая гимнастика - занятия и др.

Во время вспышки ОРВИ и гриппа используется аэрофитотерапия: чеснок, лук. Они помогают очищать воздух и убивать микробы, вирусы.

В общей системе оздоровления особое внимание уделяли охране психического здоровья детей. В ДОУ созданы все условия для психологического комфорта и полноценного развития психических процессов у дошкольников. Психолог, педагоги и весь коллектив в целом так организуют деятельность детей и создают такую гамму положительных чувств и эмоций (упражнения на релаксацию в музыкальном сопровождении которые дают возможность положительно влиять на эмоциональный фон детей и их психическое здоровье).

В результате проведенной оздоровительной работы отмечено снижение в течение года процента часто болеющих детей, уменьшение общего количества заболеваний, пропуска по болезни детей, улучшение в целом эмоционально-психологической ситуации у детей.

Таким образом, применение комплексной системы воспитательно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении дает возможность при благоприятной работе персонала совместно с родителями и, опираясь на современные педагогические технологии успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей - будущего здоровья нации.

Инструкторами по физической культуре ДОУ разработаны консультации и памятки для педагогов и родителей по физкультурно - оздоровительной работе с дошкольниками:

  • «Роль воспитателя на физкультурных занятиях»
  • «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений»
  • «Использование современного физкультурного оборудования (фитоболы, батуты, сухой бассейн, тренажеры и др.) в физическом развитии детей”;
  • «Проведение спортивных праздников и развлечений»
  • «Быть в движении - значит укреплять здоровье»
  • «Вдохни глубже» Дыхательная гимнастика для детей.
  • «Особенности детей 5-го года жизни»
  • «Развитие физических навыков у детей»

Для педагогов, родителей и детей детского сада педагогом-психологом регулярно проводятся тренинговые занятия по сохранению и укреплению психического здоровья, организуются консультации.

В целях пропаганды здорового образа жизни среди детей, родителей, формирования интереса к физической культуре и спорту проводятся следующие мероприятия:

  • праздники и развлечения: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Друзья здоровья», «Веселые старты».

 

© 2015, Детский сад № 5 г Красноярск