В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 62 «Улыбка» созданы условия для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с нарушениями умственного развития. Для остальных категорий инвалидов доступность объекта условная.

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В МДОУ оборудованы групповые помещения, в том числе для проведения практических занятий,объекты спорта, имеются средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Сведения о наличии оборудованных групповых помещений.

В состав групповых ячеек входят: приёмная(для приёма, переодевания детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий), буфетная (для хранения и мытья столовой посуды), спальня, туалетная, умывальная. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями ОП ДОУ и ФГОС ДО.

В групповой ячейке каждому ребенку обеспечивается личное пространство: кроватка, стул, шкафчик для одежды, шкафчик для предметов личной гигиены и др. Для прогулок ребенку предоставляется зона игровой территории, оборудованная верандой (в случае плохой погоды), песочницей, малыми формами в соответствии с возрастом.

Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования. Помещения и на прогулочном участке в соответствии с возрастом детей организуется развивающая предметно-пространственная среда, оборудованная играми, игрушками, учебно-наглядными пособиями. Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченных зон (уголок природы, книжный уголок, уголок изобразительной деятельности, уголок безопасности, уголок театрализованных игр, уголок двигательных игр, уголок сюжетно – ролевых игр, уголок конструирования и др.), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности: игровой, трудовой, продуктивной, двигательной, познавательной, экспериментальной, трудовой, речевой. Организованная таким образом предметно – развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг – другу.

Объекты спорта.

В ДОУ созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.

В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвенарь, мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и перешагивания, мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

Так же в ДОУ оборудованкрытый плавательный бассейн, предназначенный для проведения образовательной деятельности и развлечений по плаванию. В бассейне имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и пособий, направленных на освоение передвижения в воде, ознакомление со свойствами воды, преодоление водобоязни.

Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и пособий обеспечивают содержательно-насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную и безопасную среду.

Объекты для проведения практических занятий.

кабинет учителя-логопеда

в ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащены 5 логопедических кабинетов, предназначенных для проведения диагностического обследования и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

музыкальный зал

предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей. Оснащен современным оборудованием: мультимедийным оборудованием, музыкальными инструментами (электронное пианино, синтезатор, аккордеон, комплекты шумовых русско-народных инструментов, металлофоны, бубны и т.д), учебно-методическими материалами, музыкально-методической литературой и дидактическими играми.

Так же, в ДОУ организована и оформлена развивающая предметно-пространственная среда для театральной деятельности воспитанников, в том числе для воспитанников с ОВЗ.

кабинет педагога-психолога

предназначен для индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностики психологической готовности ребёнка к обучению в школе и консультирования родителей. В кабинетах создана комфортная коррекционно-развивающая образовательная среда длявоспитанников, в том числе для воспитанников с ОВЗ.

методический кабинет

это центр, обеспечивающий педагогов и специалистов ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой и т.д., которые подобраны в соответствии с образовательными областями.

Средства обучения и воспитания.

Средства обучения и воспитания, используемые в ДОУ для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ОП ДО как совокупность учебно-методических материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. 

Средства обучения подразделяются на следующие виды:

печатные - учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и др.;

электронные - образовательные мультимедиа, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.;

аудиовизуальные- слайды, обучающие видеофильмы и т.д.;

наглядные плоскостные - плакаты, карты, настенные магнитные доски и др.;

демонстрационные - муляжи, макеты, стенды и др.;

учебные приборы –компас, микроскоп, лупа, колбы, и т. д.;

спортивное оборудование - гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В детском саду организовано сбалансированное питание 5 раз в день: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин (согласно режиму дня).

Меню в дошкольном учреждении 10-дневное, установленное и утвержденное заведующей ДОУ, в соответствии с возрастными особенностями детей, времени года и СанПиН 2.3./2.4.3590 — 20.

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. 

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

Медицинское обслуживание детей в ДОУ на основании договора о сотрудничестве осуществляется работниками ФГБУЗ КБ № 51 ФМБА России, которые оказывают доврачебную педиатрическую помощь непосредственно в учреждении.

Врач-педиатр и медицинская сестра осуществляют контроль за здоровьем детей, проводят антропометрические измерения детей, дают направления к врачам узких специальностей, следят за выполнением прививочного графика. Осуществляют индивидуальный контроль за состоянием здоровья детей инвалидов и детей с ОВЗ.

В учреждении оснащен медицинский блок, в котором имеются: изолятор, процедурный и врачебный кабинеты. Медицинский блок оснащен медицинским оборудованием и инвентарем в необходимом объеме, медикаменты приобретены в соответствии с утвержденным перечнем.

В медицинском кабинете проходят плановые осмотры детей педиатром, врачами узких специальностей, вакцинация детей согласно прививочному графику.

Для оздоровления и профилактики заболеваний в учреждении имеется достаточное количество бактерицидных излучателей для очистки воздуха.

Педагогические работники обучены навыкам оказания первой помощи.

С целью охраны здоровья воспитанников в ДОУ проводятся следующее мероприятия:

  • проведение профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
  • осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
  • осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил.

Согласно СанПиН 24.3648-20 разрабатывается:

  • режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
  • составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения.

В ДОУ созданы физкультурно-оздоровительные условия для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом.

Физическое развитие обучающихся осуществляется в рамках образовательной программы по направлению "Физическое развитие".

Применяется особый порядок освоения области "Физическое развитие" в рамках образовательной программы для детей с особыми образовательными потребностями (на основании заключения врача педиатра, группы здоровья).

Созданы здоровьесберегающие образовательные условия, пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни.В образовательную программу включены занятия по формированию культуры здорового образа жизни. Проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.

В МБДОУ созданы экологические здоровьесберегающие условия: уборка и озеленение прилегающей к зданию территории.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитанники МДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.

В ДОУ имеются компьютеры, обеспеченные доступом к сети Интернет, в том числе для учебно-вспомогательных целей.

Разработан и действует сайт МДОУ № 62 «Улыбка». Официальный сайт ДОУ имеет версию для слабовидящих.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для разъяснения отдельных вопросов педагогами проводятся групповые и индивидуальные консультации с помощью мессенжеров, для информирования родителей имеется официальный сайт ДОУ.

Помещения оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ включающими в себя:

  • мультимедийные комплексы (проектор и экран)
  • ноутбуик, компьютеры, МФУ
  • телевизоры
  • видеоплееры
  • видео DVD
  • музыкальные центры, музыкальные проигрыватели
  • мобильное оборудование для изучения ПДД
  • световые столы

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

 

Новое качество жизни (infralife.ru) - Сервис сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья во всех жизненных ситуациях

 

«ДОСТУПНАЯ СРЕДА» ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (zhit-vmeste.ru) - САЙТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ«ДОСТУПНАЯ СРЕДА»

В современном образовании поставлена цель – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:

  • с нарушением слуха
  • с нарушением зрения
  • с нарушением интеллекта
  • на кресле-коляске
  • с нарушением опорно-двигательного аппарата

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

Детям с ОВЗ и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

  • дошкольное воспитание;
  • внешкольное воспитание и образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное образовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе (в соответствии с заключением лечебно-профилактического учреждения).

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает педагогами, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогов из других образовательных учреждений.