СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
Планирование образовательной деятельности
в соответствии с ФГОС ДО
Разработала и провела:
Винникова Н.В. старший воспитатель
Цель: обобщение знаний педагогов о реализации комплексно-тематического планирования в условиях ФГОС ДО.
План
- Теоретическая часть «Основные принципы и аспекты планирования воспитательно-образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО» - ст.воспитатель Н.В.Винникова
- Практическая часть «Разработка планирования на неделю по теме «Кто во что одет» в различных возрастных группах
- Обсуждение результатов работ
Планируемый результат:
- объективно оценивать уровень своей работы в момент планирования;
- уметь выделять цели и задачи планирования на определенный период работы, соотнося их с Образовательной программой, по которой организуется образовательный процесс, возрастным особенностям группы детей и приоритетному направлению работы ДОУ;
- четко представлять результаты работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
- выбирать оптимальные пути, средства, методы, помогающие добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.
1. Теоретическая часть «Основные принципы и аспекты планирования воспитательно-образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, если план – модель совместной деятельности, то и планирование должно быть совместным. Оно предполагает не только сам процесс составления плана, но и общую мыслительную деятельность, подразумевающую обсуждение двумя.
Каким бы ни был план образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
- принципу развивающего образования, цель которого – развитие каждого ребенка;
- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- планируемые содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики;
- он должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей; задач процесса образования дошкольников, в ходе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;
- соблюдать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников своей группы.
При планировании и организации образовательного процесса надо учитывать то, что ведущий вид деятельности детей – игра. Именно она должна стать и основной формой работы с дошкольниками.
У нас существует следующая форма планирования, которая основывается на структурных компонентах образовательного процесса.
Планирование образовательной работы
Тема:_________________________________
Итоговое мероприятие:_____________________________
Дата проведения:__________________________________
Предполагаемый результат:_____________________________
Режимы |
интеграция образовательных областей |
Совместная деятельность взрослого и детей |
Самостоятельная деятельность детей |
||
групповая, подгрупповая
|
Индивидуальная работа с детьми |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов |
|||
Утро |
|
|
|
|
|
НОД |
|
|
|
||
Прогулка |
|
|
|
|
|
Сон |
|
|
|
|
|
Вечер |
|
|
|
|
|
Прогулка |
|
|
|
|
|
Взаимодействие с семьей |
|
|
|
|
|
Совместная деятельность строится: на субъективной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка; на диалогическом общении взрослого и детей; на продуктивном взаимодействии ребенка со взрослым и сверстниками; на партнерской форме организации образовательной деятельности (возможность свободного размещения, перемещения, общения детей и др.). Основной мотив участия/неучастия ребенка в образовательном процессе – наличие/ отсутствие интереса.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельности в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
В режимные моменты осуществляется работа по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Образовательная деятельность с детьми происходит в процессе утреннего приема, утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, подготовки к послеобеденному сну.
Индивидуальная работа – это деятельность педагога, воспитателя, осуществляемая с учетом обязанностей развития каждого ребенка.
Самостоятельная деятельность: предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметно – пространственной образовательной среды; обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками и действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач; позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Компоненты образовательных областей по ФГОС ДО
Образовательные области |
Компоненты образовательных областей |
Социально- коммуникативное образование |
Усвоение норм и ценностей |
Общение и взаимодействие со взрослыми с сверстниками |
|
Развитие самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции |
|
Развитие социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, сопереживания и тд |
|
Формирование позитивных установок к труду и творчеству |
|
Становление основ безопасного поведения в быту, социуме, природе |
|
Познавательное развитие |
Развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации |
Формирование познавательных действий, становление сознания |
|
Развитие воображения и творческой активности |
|
Формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, планете Земля |
|
Речевое развитие |
Овладение речью как средством общения и культуры |
Обогащение активного словаря |
|
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи |
|
Развитие речевого творчества |
|
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха |
|
Знакомство с книжной культурой |
|
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности |
|
Художественно- эстетическое развитие |
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства |
Становление эстетического отношения к окружающему миру |
|
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора |
|
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений |
|
Реализация самостоятельной творческой деятельности |
|
Физическое развитие |
Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики |
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта |
|
Овладение подвижными играми с правилами |
|
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере |
|
Становление ценностей здорового образа жизни |
Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО
№ пп |
Дети дошкольного возраста (3 года – 8 лет) |
1 |
Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр) |
2 |
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) |
3 |
Познавательно- исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) |
4 |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
5 |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) |
6 |
Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал |
7 |
Изобразительная (рисование, лепка и аппликация) |
8 |
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) |
9 |
Двигательная (овладение основными видами движений) |
Существует разные варианты классификации видов детской деятельности, каждая Образовательная программа дошкольного образования определяет наиболее существенные для реализации представленного в ней содержания виды и формы детской деятельности.
Детская деятельность в образовательном процессе
№ пп |
Деятельность |
Виды деятельности |
1 |
Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условий (в отличие от его реальной жизненной)позиции |
Творческие игры: - режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми); -сюжетно- ролевые; -игры- драматизации; -театрализованные; -игры со строительным материалом (со специально заданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т.п.; с природным материалом; с бросовым материалом); -игры-фантазирование; -импровизированные игры – этюды. Игры с правилами: -подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т.п.; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой); -развивающие; -музыкальные; -компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии, обучающие) |
2 |
Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира |
Экспериментирование, исследование, моделирование: -замещение; -составление моделей; -деятельность с использованием моделей; -по характеру моделей (предметное, знаковое, мысленное) |
3 |
Коммуникативная деятельность – форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижений общего результата |
Формы общения со взрослым: -ситуативно- деловая -внеситуативно – познавательная; -внеситуативно- личностная Формы общения со сверстниками: -эмоционально- практическая; -внеситуативно- деловая; -ситуативно- деловая Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения |
4 |
Двигательная деятельность – форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции |
Гимнастика: -основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие); -строевые упражнения; -танцевальные упражнения; -с элементами спортивных игр (летние и зимние виды спорта) Игры: -подвижные; -с элементами спорта Простейший туризм Катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах и др. |
5 |
Самообслуживание и элементы бытового труда – это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть /потрогать/ почувствовать |
Самообслуживание; Хозяйственно- бытовой труд; Труд в природе; Ручной труд |
6 |
Изобразительная деятельность – это форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт |
Рисование, лепка, аппликация |
7 |
Конструирование из различных материалов – это форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь |
Конструирование: -из строительных материалов; -из коробок, катушек и другого бросового материала; -из природного материала Художественный труд: -аппликация; -конструирование из бумаги |
8 |
Музыкальная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя |
Восприятие музыки Исполнительство (вокальное, инструментальное): -пение; -музыкально- ритмические движения; -игры на детских музыкальных инструментах Творчество (вокальное, инструментальное): -пение; -музыкально- ритмические движения; -музыкально- игровая деятельность; -игра на музыкальных инструментах |
9 |
Восприятие художественной литературы и фольклора - форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживанием героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях |
Чтение (слушание); Обсуждение (рассуждение); Рассказывание (пересказывание), декламация; Разучивание; Ситуативный разговор
|
Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности
Двигательная деятельность
Формы образовательной деятельности |
||
Непосредственно образовательная деятельность |
Режимные моменты |
Самостоятельность деятельность детей |
-игровая беседа с элементами движений; -интегрированная деятельность; -утренняя гимнастика; -совместная деятельность взрослого и детей тематического характера; -игра; -контрольно- диагностическая деятельность; -экспериментирование; -физкультурное занятие; -спортивные и физкультурные досуги; -спортивные состязания; -проектная деятельность |
-игровая беседа с элементами движений; -интегрированная деятельность; -утренняя гимнастика; -совместная деятельность взрослого и детей тематического характера; -игра; -контрольно- диагностическая деятельность; -экспериментирование; -физкультурное занятие; -спортивные и физкультурные досуги; -спортивные состязания; -проектная деятельность |
-двигательная активность в течение дня; -игра; -утренняя гимнастика; -самостоятельные спортивные игры и упражнения и др. |
Игровая деятельность
Формы образовательной деятельности |
||
Непосредственно образовательная деятельность |
Режимные моменты |
Самостоятельность деятельность детей |
-наблюдение; -чтение; -игра; -игровое упражнение; -проблемная ситуация; -беседа; -совместная с воспитателем игра; -совместная со сверстниками игра; -индивидуальная игра; -праздник; -экскурсия; -ситуация морального выбора; -проектная деятельность; -интегрированная деятельность; -коллективное обобщающее занятие |
-игровое упражнение; -совместная с воспитателем игра; -совместная со сверстниками игра; -индивидуальная игра; -ситуативный разговор с детьми; -педагогическая ситуация; -беседа, -ситуация морального выбора; -проектная деятельность; -интегрированная деятельность |
-сюжетно- ролевая игра; -игры с правилами; -творческие игры |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Формы образовательной деятельности |
|
Режимные моменты |
Самостоятельность деятельность детей |
-совместные действия; -наблюдения; -поручения; -беседа; -чтение; -совместная деятельность взрослого и детей тематического характера; -рассматривание; -дежурство; -игра; -экскурсия; -проектная деятельность |
Элементарный бытовой труд по инициативе ребенка |
Познавательно- исследовательская деятельность
Формы образовательной деятельности |
||
Непосредственно образовательная деятельность |
Режимные моменты |
Самостоятельность деятельность детей |
-сюжетно- ролевая игра; -рассматривание; -наблюдение; -чтение; -игра- экспериментирование; -развивающая игра; -экскурсия; -интегрированная деятельность; -рассказ; -беседа; -создание коллекций; -проектная деятельность; -экспериментирование; -проблемная ситуация |
-рассматривание; -наблюдение; -чтение; -игра-экспериментирование; -развивающая игра; -ситуативный разговор с детьми; -экскурсия; -интегративная деятельность; -конструирование; -исследовательская деятельность; -рассказ; -беседа; -создание коллекций; -проектная деятельность; -экспериментирование; -проблемная ситуация |
-познавательно – исследовательская деятельность по инициативе ребенка |
Коммуникативная деятельность
Формы образовательной деятельности |
||
Непосредственно образовательная деятельность |
Режимные моменты |
Самостоятельность деятельность детей |
-чтение; -беседа о прочитанном; -обсуждение; -рассказ; -беседа; -рассматривание; -игровая ситуация; -дидактическая игра; -интегративная деятельность; -инсценирование; -викторина; -игра- драматизация; -показ настольного театра; -разучивание; стихотворений; -театрализованная игра; -режиссерская игра; -проектная деятельность; -интегрированная деятельность; -решение проблемных ситуаций; -разговор с детьми; -создание коллекций; -игра |
-ситуация общения в процессе режимных моментов; -дидактическая игра; -чтение; -словесная игра на прогулке; -наблюдение на прогулке; -труд; -игра на прогулке; -ситуативный разговор; -беседа; -беседа после чтения; -экскурсия; -интегративная деятельность; -разговор с детьми; -разговор с детьми; -разучивание стихов и потешек; -сочинение загадок; -проектная деятельность; -разновозрастное общение; -создание коллекций |
-сюжетно- ролевая игра; -подвижная игра с текстом; -игровое общение; -общение со сверстниками; -хороводная игра с пением; -игра- драмматизация; -чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка; -дидактического игра |
Восприятие художественной литературы и фольклора
Формы образовательной деятельности |
||
Непосредственно образовательная деятельность |
Режимные моменты |
Самостоятельность деятельность детей |
-чтение; -обсуждение; -рассказ; -беседа; -игра; -инсценирование; -викторина |
-ситуативный разговор с детьми; -игра (сюжетно- ролевая, театрализованная); -продуктивная деятельность; -беседа; -сочинение загадок; -проблемные ситуации |
-игра; -продуктивная деятельность; -рассматривание; -самостоятельная деятельность в книжном уголке и театрализованном уголке |
Изобразительная деятельность
Формы образовательной деятельности |
||
Непосредственно образовательная деятельность |
Режимные моменты |
Самостоятельность деятельность детей |
-занятия (аппликация, лепка, рисование, конструирование и художественное конструирование); -изготовление украшений, декораций, подарком, предметов для игр; -экспериментирование; -рассматривание эстетически привлекаемых объектов природы, быта, произведений искусства; -игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые); -тематические досуги; -выставки работ декоративно- прикладного искусства, репродукций произведений живописи; -проектная деятельность; -создание коллекций |
-наблюдение; -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы; -игра; -проблемная ситуация; -конструирование из песка; -обсуждение (произведения искусства, средств выразительности и др.); -создание коллекций |
-украшение личных предметов; -игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые); -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства; -самостоятельная изобразительная деятельность |
Музыкальная деятельность
Формы образовательной деятельности |
||
Непосредственно образовательная деятельность |
Режимные моменты |
Самостоятельность деятельность детей |
-слушание музыки; -экспериментирование с музыкой; -музыкально- дидактическая игра; -шумовой оркестр; -разучивание музыкальных игр и танцев; -совместное пение; -импровизация; -беседа интегрированного характера; -интегрированная деятельность; -совместное и индивидуальное музыкальное исполнение; -музыкальное упражнение; -попевка; -распевка; -двигательный пластический танцевальный этюд; -творческое задание; -концерт- импровизация; -танец; -музыкальная сюжетная игра |
-слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов; -музыкальная подвижная игра на прогулке; -интегрированная деятельность; -концерт – импровизация на прогулке |
-музыкальная деятельность по инициативе ребенка |
Конструирование из разного материала
Формы образовательной деятельности |
||
Непосредственно образовательная деятельность |
Режимные моменты |
Самостоятельность деятельность детей |
-занятия (конструирование и художественное конструирование); -экспериментирование; -рассматривание эстетически привлекательных объектов; -игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые); -тематические досуги; -проектная деятельность; -конструирование по образцу, модели, условиям, теме, замыслу; -конструирование по простейшим чертежам и схемам |
-наблюдение; -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы; -игра; -игровое упражнение; -проблемная ситуация; -конструирование из песка; -обсуждение (произведение искусства, средств выразительности и др.) |
-игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые); -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства; -самостоятельная конструктивная деятельность |
2.Практическая часть. Разработка планирования совместно с педагогами тематической недели «Кто во что одет»
Планирование образовательной работы
Тема:_________________________________
Итоговое мероприятие:_____________________________
Дата проведения:__________________________________
Предполагаемый результат:_____________________________
3.Обсуждение результатов работы групп