Вверх
Вниз

Правильно слышу – хорошо говорю!

Фонематическое восприятие - способность человека воспринимать и различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем речи, успешного освоения письма и чтения. Опыт многих логопедов-практиков подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всех сторон речи ребенка. Формированию фонематического восприятия отводят ведущее место в работе с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями.

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, Вы, родители, облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений или способствовать сокращению времени работы по исправлению уже имеющихся нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Упражнения для развития фонематического слуха построены   по принципу от простого к сложному.

Начинаем работу с узнавания неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

  • «Кто что слышит?» Ребенку предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора. Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки.
  • «Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
  • «Волшебная палочка» Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
  • «Жмурки» Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
  • «Что я делаю?» Ребенок с закрытыми глазами по характерным звукам и стукам определяют действие, производимое взрослым.
  • «Угадай, на чем играют?» Ребенка знакомят со звучащими игрушками, затем он отворачивается, слушает звук и угадывает, какая игрушка звучит.
  • «Угадай, кто кричит». Взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто кричал.
  • «Похлопаем» Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:

+

+

 

 

+

++

 

 

++

+

 

 

+

++

+

 

++

+

++

и т. д.

Ритмические рисунки можно отстукивать, протопать или проиграть на любом детском музыкальном инструменте. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

  • «Кто тебя позвал?» Ребенка просят закрыть глаза и определить по голосу, кто назвал его имя.
  • «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
  • «Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
  • «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Различение сходных между собой по звучанию слов.

  • «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
  • «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
  • «Похожи или нет» Взрослый предлагает ребенку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова.

  • «Повторюшка» Ребенку предлагается повторить за взрослым вначале по два, затем по три похожих слова в названном порядке:

БАК — ТАК
МАК — БАК — ТАК
ТОК — ТУК — ТАК
БЫК — БАК — БОК
ДАМ — ДОМ — ДЫМ
КОМ — ДОМ — ГНОМ

МОТОК — КАТОК — ПОТОК
БАТОН — БУТОН — БЕТОН
БУДКА — ДУДКА — УТКА
НИТКА — ВАТКА — ВЕТКА
ТЫКВА — БУКВА — БУДКА
КЛЕТКА — ПЛЁТКА — ПЛЁНКА

  • «Сколько детей позовем?» Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить - одинаковые он слышит имена или разные.

Люба - Люда
Толя - Толя
Коля - Толя
Дима - Дина
Саша – Саша

Миша - Маша
Соня - Саня
Дина - Инна
Витя - Витя
Витя - Митя

Различение слогов

  • «Повторюшка»

1) Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога (Выделенный слог произносится сильно, громко)

ТА — ТА —ТА
ТА — ТА — ТА
ТА — ТА — ТА

ПА — ПА — ПА
ПА — ПА — ПА
ПА — ПА — ПА

КА — КА — КА
КА — КА — КА
КА — КА — КА

Аналогичная работа проводится с другими слоговыми рядами, содержащими простые для произношения ребенка согласные звуки.

2) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками

ТА — ТО — ТУ
ТЫ — ТА — ТО
МУ — МЫ — МА
МО — МА — МЫ
ВА — ВУ — ВО

ВО — ВЫ — ВУ
НУ — НЫ — НА
НО — НА — НУ
ДА— ДЫ — ДО
ДУ — ДЫ — ДА

БО — БА — БЫ
БУ — БО — БА
ПА — ПУ — ПО
ПЫ — ПО — ПУ
КУ — КО — КА          и т. п.

3) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками

ТА — КА — ПА
КА — НА — ПА
ФА — ХА — КА
БА — ДА — ГА
МА — НА — ВА

ПА — КА — ТА
ГА — БА — ДА
КА — ФА — ХА
ВА — МА — НА
НА — ВА — БА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

4) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости

ПА — БА
ТА — ДА

ФА — ВА
КА — ГА

 

ПА — БА — ПА
БА — ПА — БА
ТА — ДА — ТА
ДА — ТА — ДА

КА — ГА — КА
ГА — КА — ГА
ВА — ФА — ВА
ФА — ВА — ФА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

5) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости

ПА — ПЯ
МА — МЯ
ВА — ВЯ
ТА — ТЯ
БА — БЯ
ДА — ДЯ
ФА — ФЯ

ПО — ПЁ
МО — МЁ
ВО — ВЁ
ТО — ТЁ
ВО — БЁ
ДО — ДЁ
ФО — ФЁ

ПУ — ПЮ

МУ — МЮ
ВУ — ВЮ
ТУ — ТЮ

БУ — БЮ

ДУ — ДЮ

ФУ — ФЮ

ПЫ — ПИ
МЫ — МИ
ВЫ — ВИ

ты — ТИ

БЫ — БИ

ДЫ — ДИ

ФЫ — ФИ

  • «Прохлопай слова руками» Рассказать ребёнку, что слова бывают длинные и короткие. Показать, как можно прохлопать слова ладошками. Первые слова помочь прохлопать. Потом предложить самому ребёнку прохлопать. Как вариант, можно «протопать» слова, простучать  кулачком по столу. Можно на каждый слог откладывать игрушки мелкие,  палочки.

Различение и выделение звуков из ряда других

  • «Поймай звук» Взрослый называет ряд звуков и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ и т. п.).
  • «Песенки» Повторение сочетания гласных звуков:

а) по два:
АО
УА
АИ
ИО
ИУ
ЫИ

б) по три:
АИУ
ИАО
УИА
ОИЫ
ИОУ
ИЫО

в) по четыре:
АОУИ
ИОУА
ИЫОУ
ОУИЫ
АОЫУ
ОАУЫ                    и т. п.

  • «Поймай звук» Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук - хлопком, другим оговоренным движением или поднятием зрительного символа.

Уважаемые родители! Процесс формирования и тем более исправления речи требует длительных упражнений с многократным повторением. Он непрост для детей - они еще очень малы. Поэтому постарайтесь разнообразить занятия, внести в них элементы игры. Это облегчит малышам работу, сделает занятия менее утомительными и более привлекательными.

В заключение отмечу, что, несмотря на важность работы по формированию фонематического восприятия, это лишь часть работы по развитию правильной речи. В комплексной работе присутствуют также: коррекция произношения (вызывание, автоматизация или дифференциация звуков речи), работа над лексико-грамматическими представлениями и развитием связной речи и т. п.

Подробнее о приемах развития этих сторон   речи будет рассказано в последующих публикациях.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 67 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2012, МАДОУ «Детский сад комбинированной направленности № 5» г. Сосновоборск