Печать
Просмотров: 1058

Правильно слышу – хорошо говорю!

Фонематическое восприятие - способность человека воспринимать и различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем речи, успешного освоения письма и чтения. Опыт многих логопедов-практиков подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всех сторон речи ребенка. Формированию фонематического восприятия отводят ведущее место в работе с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями.

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, Вы, родители, облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений или способствовать сокращению времени работы по исправлению уже имеющихся нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Упражнения для развития фонематического слуха построены   по принципу от простого к сложному.

Начинаем работу с узнавания неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

+

+

 

 

+

++

 

 

++

+

 

 

+

++

+

 

++

+

++

и т. д.

Ритмические рисунки можно отстукивать, протопать или проиграть на любом детском музыкальном инструменте. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

Различение сходных между собой по звучанию слов.

БАК — ТАК
МАК — БАК — ТАК
ТОК — ТУК — ТАК
БЫК — БАК — БОК
ДАМ — ДОМ — ДЫМ
КОМ — ДОМ — ГНОМ

МОТОК — КАТОК — ПОТОК
БАТОН — БУТОН — БЕТОН
БУДКА — ДУДКА — УТКА
НИТКА — ВАТКА — ВЕТКА
ТЫКВА — БУКВА — БУДКА
КЛЕТКА — ПЛЁТКА — ПЛЁНКА

Люба - Люда
Толя - Толя
Коля - Толя
Дима - Дина
Саша – Саша

Миша - Маша
Соня - Саня
Дина - Инна
Витя - Витя
Витя - Митя

Различение слогов

1) Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога (Выделенный слог произносится сильно, громко)

ТА — ТА —ТА
ТА — ТА — ТА
ТА — ТА — ТА

ПА — ПА — ПА
ПА — ПА — ПА
ПА — ПА — ПА

КА — КА — КА
КА — КА — КА
КА — КА — КА

Аналогичная работа проводится с другими слоговыми рядами, содержащими простые для произношения ребенка согласные звуки.

2) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками

ТА — ТО — ТУ
ТЫ — ТА — ТО
МУ — МЫ — МА
МО — МА — МЫ
ВА — ВУ — ВО

ВО — ВЫ — ВУ
НУ — НЫ — НА
НО — НА — НУ
ДА— ДЫ — ДО
ДУ — ДЫ — ДА

БО — БА — БЫ
БУ — БО — БА
ПА — ПУ — ПО
ПЫ — ПО — ПУ
КУ — КО — КА          и т. п.

3) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками

ТА — КА — ПА
КА — НА — ПА
ФА — ХА — КА
БА — ДА — ГА
МА — НА — ВА

ПА — КА — ТА
ГА — БА — ДА
КА — ФА — ХА
ВА — МА — НА
НА — ВА — БА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

4) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости

ПА — БА
ТА — ДА

ФА — ВА
КА — ГА

 

ПА — БА — ПА
БА — ПА — БА
ТА — ДА — ТА
ДА — ТА — ДА

КА — ГА — КА
ГА — КА — ГА
ВА — ФА — ВА
ФА — ВА — ФА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

5) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости

ПА — ПЯ
МА — МЯ
ВА — ВЯ
ТА — ТЯ
БА — БЯ
ДА — ДЯ
ФА — ФЯ

ПО — ПЁ
МО — МЁ
ВО — ВЁ
ТО — ТЁ
ВО — БЁ
ДО — ДЁ
ФО — ФЁ

ПУ — ПЮ

МУ — МЮ
ВУ — ВЮ
ТУ — ТЮ

БУ — БЮ

ДУ — ДЮ

ФУ — ФЮ

ПЫ — ПИ
МЫ — МИ
ВЫ — ВИ

ты — ТИ

БЫ — БИ

ДЫ — ДИ

ФЫ — ФИ

Различение и выделение звуков из ряда других

а) по два:
АО
УА
АИ
ИО
ИУ
ЫИ

б) по три:
АИУ
ИАО
УИА
ОИЫ
ИОУ
ИЫО

в) по четыре:
АОУИ
ИОУА
ИЫОУ
ОУИЫ
АОЫУ
ОАУЫ                    и т. п.

Уважаемые родители! Процесс формирования и тем более исправления речи требует длительных упражнений с многократным повторением. Он непрост для детей - они еще очень малы. Поэтому постарайтесь разнообразить занятия, внести в них элементы игры. Это облегчит малышам работу, сделает занятия менее утомительными и более привлекательными.

В заключение отмечу, что, несмотря на важность работы по формированию фонематического восприятия, это лишь часть работы по развитию правильной речи. В комплексной работе присутствуют также: коррекция произношения (вызывание, автоматизация или дифференциация звуков речи), работа над лексико-грамматическими представлениями и развитием связной речи и т. п.

Подробнее о приемах развития этих сторон   речи будет рассказано в последующих публикациях.