Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Выделяют две основные формы дислалии: функциональную и механическую. Иногда встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.
- В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной дислалии. Возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения.
Причины возникновения:
- Общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний;
- Неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, недостатки воспитания, «сюсюканье» с ребенком).
При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции речевых органов, необходимые для произношения звука, что может быть связано с тем, что у ребенка не образовались образцы отдельных звуков.
- При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической дислалии. Возникает в любом возрасте вследствие повреждения органов речевого аппарата.
Причины возникновения
- Патологические изменения языка (слишком большой или маленький, укороченная подъязычная связка);
- Аномальное строение твердого неба (высокий свод);
- Губные аномалии;
- Аномалии зубочелюстной системы:
- нарушение строения челюсти;
- дефекты прикуса;
- отсутствие зубов или неправильное их расположение.
Эти дефекты строения речевого аппарата могут быть врожденными и приобретенными в результате травмы.
Следует отметить, что аномалии строения речевого аппарата не всегда приводят к дефектам произношения.
Но если логопед определил, что у ребенка механическая дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.
Существует термин Физиологическая дислалия – расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. Физиологическая дислалия иначе называется возрастным нарушением звукопроизношения.
Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это вызвано, прежде всего, недостаточным развитием движений органов речевого аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Ещё одной причиной является недостаточная сформированность речевого (фонематического) слуха. Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3–5 лет) речь ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.
В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. В этом возрастном периоде речь наиболее пластична и поддатлива, в связи с этим все виды дислалии преодолеваются быстрее и легче.
Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии.