Печать
Просмотров: 1095

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Выделяют две основные формы дислалии: функциональную и механическую. Иногда встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

  1. В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной дислалии. Возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения.

Причины возникновения:

При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции речевых органов, необходимые для произношения звука, что может быть связано с тем, что у ребенка не образовались образцы отдельных звуков.

  1. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической дислалии. Возникает в любом возрасте вследствие повреждения органов речевого аппарата.

Причины возникновения

-  нарушение строения челюсти;

-  дефекты прикуса;

-  отсутствие зубов или неправильное их расположение.

Эти дефекты строения речевого аппарата могут быть врожденными и приобретенными в результате травмы.

Следует отметить, что аномалии строения речевого аппарата не всегда приводят к дефектам произношения.

Но если логопед определил, что у ребенка механическая дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.

Существует термин Физиологическая дислалия – расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. Физиологическая дислалия иначе называется возрастным нарушением звукопроизношения.

Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это вызвано, прежде всего, недостаточным развитием движений органов речевого аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Ещё одной причиной является недостаточная сформированность речевого (фонематического) слуха. Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3–5 лет) речь ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.

В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. В этом возрастном периоде речь наиболее пластична и поддатлива, в связи с этим все виды дислалии преодолеваются быстрее и легче.

Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии.