Вверх
Вниз

Дети с нарушениями речи

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к усвоению общеразвивающей или общеобразовательной программы, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Помимо коррекции речи с такими малышами необходимо заниматься развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики.

В детской логопедии принято выделять следующие заключения о недостатках речи:

  • ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие речи, включающее в себя недостатки произношения разных групп звуков, недостатки звонкости и твердости согласных звуков;
  • ОНР – общее недоразвитие речи, включающее в себя нарушение всех сторон речи.
  • Дисграфия – нарушение письма.
  • Дислексия – нарушение чтения.
  • Заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи.
  • Дислалия – нарушение звукопроизношения.
  • Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации
  • Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей

при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Остановимся подробно на нарушениях характерных для дошкольного возраста и препятствующих подготовке к школьному обучению.

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Причин возникновения ОНР великое множество. Это сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных воздействий во внутриутробном периоде развития, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка.

Различают четыре уровня речевого недоразвития.

Первый уровень речевого развития - «отсутствие  убщеупотребительной речи».

Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует отдельные звуки и некоторые их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («тина», «сина» - «машина»). Иногда лепетное слово совершенно не похоже на свой оригинал - «тутя» - «рука».

Характерной особенностью детей с 1 уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними (например, слово «бика», произносимое с разной интонацией, обозначает «машина», «едет», «бибикает»). То есть у ребенка крайне бедный словарный запас и ребенок вынужден прибегать к активному использованию  неязыковых средств – жестов, мимики, интонации: вместо «дай куклу» ребенок говорит «да» и сопровождает лепетное слово жестом руки, указывающим на требуемую игрушку, вместо «не буду спать» произносит «ни тя», отрицательно крутя головой и хмуря лицо и т.д. У детей также  явно выражено недоразвитие понимания речи окружающих.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что речь детей на 1 уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.

Дети с 1 уровнем речевого развития должны начать заниматься с логопедом с 2.5 – 3 летнего возраста.

Второй уровень речевого развития - «начатки общеупотребительной речи».

Отличительной чертой является появление в речи детей 2-3, а иногда даже 4-х словной фразы. («Да тена ника» - «дай желтую книгу». «Де кася ися асом»  - «Дети красят листья карандашом».)

По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия.

Речь детей со 2-ым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Так, может страдать произношение и различение большого количества звуков – до 16-20. При воспроизведении слов из 2-3 и более слогов дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание («сипед» - велосипед, «китити» - кирпичи). Речь напоминает речь иностранца (самолеты  - «алёти»; голова – «гава»; огурец – «дулесь» и т.д).

 

Дети со 2-ым уровнем речевого развития  должны начинать заниматься с логопедом с 3-4 летнего возраста.

Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.

Нарушена связная речь: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону. Например, рассказ по серии картин «Зимние развлечения»: «Дети гуляли на дворе. А там снег. Взяли пальто, шапки, взяли эти, на руки которые. Мальчик катал, и этот тоже катал. Сделали неневики (снеговиков). Потом он на санков катал собаку. Нет, это не он, это другой. А другой на горке сидел, а потом здесь бегал (показывает рукой на картинку «каток»).

Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Специально направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными в косвенных падежах.

Дети недостаточно хорошо понимают и не всегда употребляют предлоги (вместо «встал из-за стола» - «встал из стола»).

На данном уровне детям становятся доступны словообразовательные операции, но допускается большое количество ошибок («горшок для цветка» - «горшочный», «человек, который строит дома» - «доматель», вместо «мойщик» - «мойчик», вместо «лисья» - «лисник».

Словарный запас таких детей может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми многих слов.

Дети испытывают трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры, например «водопроводчик чинит водопровод» - «водопавотя тинит водовот», «экскурсовод проводит экскурсию» - «икусавод паводит икуси».

Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбор картинок, в названии которых есть заданный звук и т.д.

Таким образом, у ребенка с 3-им уровнем ОНР операции звуко-слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.

Дети с 3-им уровнем речевого развития направляются в группы компенсирующей направленности с 5-летнего возраста на 2 года. И если коррекционная программа пройдена в полном объеме, есть большая вероятность того, что они смогут обучаться по общеобразовательной программе.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 113 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2012, МАДОУ «Детский сад комбинированной направленности № 5» г. Сосновоборск