Вверх
Вниз

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Словарь. Активный словарь увеличивается от 2500 до 3000 слов к концу года. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные - голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

Грамматический строй. В речи детей впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах.

Рост словаря, употребление более сложных предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают слова (например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде), допускают нарушения в структуре предложений.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще редко. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

Звукопроизношение. На пятом году достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает ребенку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.

В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки л, рь, р, отчетливо произносят многосложные слова; правильно употребляют в словах ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение определенных групп звуков, например свистящих и шипящих, - в одних словах звук произносится правильно, в других - неверно, особенно в тех словах, которые насыщены свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками л и р (старушка, лаборатория), неотчетливо произношение многосложных и малознакомых слов. Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко различают их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такие недостатки со временем исчезают.

Слуховое внимание, речевой слух. У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в речь взрослого, ребенок пытается установить сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маша - каша, Миша - Гриша. Некоторые дети, фиксируя неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать нарушений звучания собственной речи. Это говорит о недостаточно развитом самоконтроле.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот пли иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей фонематическое восприятие.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать эмоциональное отношение к произносимому. Дети уже умеют не только говорить достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Они способны менять громкость голоса с учетом содержания высказывания. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.

Итак, к пяти годам возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.

На пятом году жизни у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливей. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

Если у ребенка отмечается искаженное произнесение звуков, например, с, з (при высунутом между зубами кончике языка), звука р (не за счет колебания кончика языка, а в результате дрожания мягкого нёба или язычка), необходимо обратиться к логопеду.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 57 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2012, МАДОУ «Детский сад комбинированной направленности № 5» г. Сосновоборск