Консультация для родителей

“Что нужно знать о навыках письма”

учитель – логопед

д/с № 71

Баженова Светлана Витальевна

Железногорск

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и сложный процесс, который не всем детям дается легко.

Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная роль в выполнении этой задачи принадлежит семье.

Правильное положение при письме

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающие ровный и аккуратный почерк, следующее: ручка (карандаш) лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами (причем большой расположен несколько выше указательного. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца приблизительно равно 1,5 – 2,5 см. Верхний кончик ручки ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю (не должна лежать на коленях  -  это приводит к нарушению осанки).

Неправильный двигательный навык  в обращении с пишущим предметом (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе палочке, буквы.

Все случаи неправильного двигательного навыка можно разделить несколько видов:

1) неправильное положение пальцев (пример);

2) неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета (далеко - близко);

3) неправильное положение руки: кисть вывернута и верхний кончик ручки направлен в сторону; кисть зависает над столом, зависает локоть;

4) неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на листе;

5) слишком слабый (чаще) или сильный нажим при рисовании, письме;

6) неправильное положение тела (неудобная поза, изгибает тело в сторону, приподнимается со стула и т.п.)

В результате на листе – неровные, извилистые линии; возникают трудности с изображением мелких деталей, плохо выдерживается нужное направление линий.

Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточности работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги, при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребенок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Для того, чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющих становление этого навыка:

1) недостаточный опыт работы за столом

2) отсутствие представления о том, как надо держать картинки.

Основной формой направления является  - систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью

Чтобы ускорить процесс исправления несколько приемов:

1) пальцы неверно при письме – на верхней фаланге пальца можно поставить точку фломастером, объяснив ,что ручка должна лежать на этой точке (на ручке – черту, ниже которой нельзя опускаться);

2) если жесткая фиксация  кисти на листе, может помочь обведение, рисование крупных фигур, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы (раскраски большие)

(о раскрасках);

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме.

Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребенка не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывание шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировки стола, уборке помещения и др. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 62 гостя и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2015, Детский сад № 71 г Железногорск