Школьная готовность – мотивационная и психологическая готовность, т.е. стремление и желание ребенка учиться, которые сопровождаются рядом других предпосылок учебной деятельности. При этом овладение ребенком определенным набором знаний, умений и навыков не может рассматриваться как необходимая составляющая школьной готовности.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.
Критерии сформированности внутренней позиции школьника таковы:
Критерий «Я хочу учиться!» (мотивация) характеризует положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы ребенок продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.
Критерий «Я готов к познанию! (интерес к новой информации)» - проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии содержательного представления о подготовке к школе.
Критерий «Я – субъект детского сообщества! (умение работать в коллективе)» - предпочтение коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отмены дошкольных способов поощрения (сладости, подарки).
Перечень универсальных учебных действий, предпосылки которых формируются в дошкольном возрасте:
Познавательные
- моделирование и преобразование объектов
- определение признаков объектов
- составление целого из частей
- выделение общего и различного
- осуществление классификации
- установление аналогии
- осознанное построение устного речевого высказывания
Регулятивные
- осуществление действия по образцу и правилу
- сохранение заданной цели
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее с помощью взрослого
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника
Коммуникативные
- овладение вербальными и невербальными средствами общения
- умение слушать собеседника и задавать вопросы
- эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками
Личностные
- формирование Я-концепции и положительной самооценки
- формирование положительного отношения к школьному обучению
Педагог-психолог
Кудряшова Кира Андреевна